Святая Екатерина Сиенская – одна из самых великих святых Церкви. Она, будучи дочерью красильщика, стала доминиканкой-терциаркой, мистиком и богословом. Ее сочинения – это письма, которые она диктовала. Она не умела писать, не знала латинского языка и, тем не менее, была провозглашена учителем Церкви Папой Павлом VI в 1970 году. Святость Екатерины можно понять только в контексте ее времени. В середине XIV века Церковь еще переживала последствия ереси катаров, страшных эпидемий чумы, но, прежде всего, она была разделена схизмой: Папа Римский жил в Авиньоне, а в Риме был другой Папа и еще временно третий Папа – в Пизе. В это смутное время развивается святость Екатерины. Она не имела ничего: ни знатного происхождения, ни богатства, ни образования – и, тем не менее, преобразовала духовность, богословие и даже Церковь. Я бы хотел процитировать три ее высказывания, которые помогут нам лучше понять ее духовность.
Во-первых, святая Екатерина часто повторяла, что творения становятся тем, что они любят. Действительно, наше сердце, наш дух и даже наше тело становятся тем, что мы любим. Екатерина очень глубоко любила Христа и особенно почитала Его Кровь, пролитую ради нашего спасения. Она отождествляла себя со Христом и Его Телом, которое есть Церковь. Она, кстати, умерла в 33 года, как и Христос. Давайте задумаемся: что любим мы? Если мы любим самих себя, то мы крутимся на одном месте, как белка в колесе. Если мы любим только земные блага, то мы не очень отличаемся от животных. Если мы живем только нашими узкими, эгоистическими надеждами, мы ограничиваем свое сердце. Если мы любим только дары Божии, мы рискуем ограничить себя только нашими нуждами. Святая Екатерина любила не дары, а Дарителя. Если мы любим Бога, тогда мы становимся Божественными творениями, исполненными Его любовью, как огнем.
Обратимся ко второму выражению святой Екатерины. Она сказала Папе: «Если бы Вы были тем, кем Вы являетесь на самом деле, Вы бы воспламенили всю Италию». Екатерина имела в виду, что Папе, который жил в Авиньоне, необходимо вернуться в Италию, чтобы своей любовью примирить враждующих христиан. Этот призыв Екатерина обращала ко всем. Она призывала епископов, священников, монашествующих и мирян – всех крещенных становиться тем, кем они являются на самом деле, кем они должны быть. Она осознавала, что человек сам по себе – ничто, но он создан для того, чтобы воспринять полноту от Бога, чтобы исполнить Божественное призвание, которое превышает все наши человеческие планы и способности. Екатерина имела сознание своей абсолютной ничтожности. Господь сказал ей: «Я тот, который есть. Ты – та, которой нет». Это не было отрицанием себя, но призывом воспринять бесконечность Бога, Его полноту. Мы часто не являемся тем, чем мы призваны быть, потому что наши желания слишком приземленные.
Третье выражение или, точнее, слово, которое святая Екатерина часто использовала – «voglio», что значит «я хочу». Екатерина, простая девушка из Сиены, не стеснялась призывать Папу вернуться в Рим. Екатерина настолько отождествляла себя со Христом, что могла приказывать Папе. Нам также, братья и сестры, надо чаще говорить «voglio», но, конечно, при условии, что мы очистили наши желания, нашу волю. Если бы мы по-настоящему хотели изменить свое сердце, может быть, мир и Церковь выглядели бы по-другому.
Наконец, хочу процитировать еще одно выражение Екатерины, которое касается нашего Ордена Проповедников. «Религия нашего отца Доминика – это сад широкий, радостный и благоухающий», – говорила она. Широкий, потому что там растут всевозможные цветы, радостный из-за радости Воскресения, благоухающий благоуханием Христа. Давайте, братья и сестры, станем одним из цветов, которые растут в этом саду. Давайте по призыву святой Екатерины станем Тем, кого мы любим – Иисусом Христом. Ведь это и есть призвание Церкви, призвание каждого из нас – быть Христом в этом мире. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР