Сегодняшний день, 4-е воскресенье Пасхи, принято называть «воскресеньем Доброго Пастыря». Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10,14). Мы обычно истолковываем эти слова, как будто мы являемся овцами стада Христова. Действительно, в Римских катакомбах одно из первых изображений Христа – пастух, который несет на плечах потерянную овцу. Но на самом деле, парадоксальным образом, Христос стал агнцем и призвал нас стать пастырями.
Как получилось, что пастырь стал агнцем? На самом деле Бог в Библии не случайно изображается как пастырь. В начале Бог говорит о себе как о садовнике. Но человечество, следуя за Адамом, ушло из сада, который Бог приготовил ему, и было вынуждено странствовать. Поэтому и Бог тоже был вынужден следовать за человечеством в его изгнании. Будучи садовником, Бог был вынужден стать пастырем.
Бог испытал на себе, как трудно быть пастырем людей. Трудно, во-первых, потому что человек, как и овца, живет только настоящим. Большинство овец не хотят идти дальше, когда находят немного травы, не зная, что лучшие пастбища находятся впереди. Есть и другие овцы, которые пытаются убежать, думая, что им будет лучше без пастыря. Это можно сказать и о людях. Добрый Пастырь хочет нам дать жизнь истинную: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10,10). Но мы обычно думаем, что жизнь вечная очень далека, и ограничиваемся узкими целями, стремясь к благам земной жизни.
Для Бога есть и другая трудность. Человек, как и овца, очень боязлив. Если попробовать приблизиться к овце, она испугается. Овцы боятся всех, кто не их рода, кто не похож на них. То же самое произошло с Адамом после грехопадения. Когда Господь хотел приблизиться к нему, он испугался и скрылся, потому что потерял свою божественную природу. Человек тоже, подобно овце, согласится следовать только за своим сородичем.
Все пастыри знают, что среди овец есть главная, которая ведет остальных. Пастырь должен знать, кто она, и руководить ею, чтобы вести все стадо. Бог это хорошо знает. Поэтому в Ветхом Завете Он избрал праотцев: Авраама, Моисея, Давида – чтобы они вели избранный народ. Но и этого было недостаточно. Тогда Бог сам стал Агнцем. Агнец – из рода овец и даже самый немощный из них. Когда Агнец говорит овцам, они узнают Его голос и следуют за Ним.
Итак, Добрый Пастырь является одновременно и Агнцем. В Откровении от Иоанна можно читать следующие слова: «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7,17). Парадокс христианской веры в том, что наш Добрый Пастырь является на самом деле Агнцем Божиим. Бог уничижил себя, Он стал человеком, умер за нас, потому что Он захотел стать одним из нас, и даже последним из нас. Он знал, что только так мы не будем бояться следовать за Ним.
Братья и сестры, и нам надо быть добрыми пастырями для наших ближних. Это значит, что нам надо показать им цель нашего земного странствия. Это также означает, что нам надо сопровождать их, чтобы показывать им лучший путь. Но и этого недостаточно. Если мы хотим, чтобы наши ближние слушали наш голос, если мы хотим им помочь, нам надо по примеру Христа стать одним из них: радоваться с ними их радостям и плакать с ними в их горе, разделить с ними их жизнь. И теперь мы понимаем, что быть добрым пастырем означает, что нам надо положить свою жизнь за наших ближних, как положил за нас Свою жизнь Христос, Господь и Пастырь наш. Аминь.
о. Иакинф Дестивель, ОР