Братья и сестры, Варнава – это христианин эпохи, наступившей после Пятидесятницы, христианин, похожий на нас. Предлагаю вам еще раз перечитать сегодняшние чтения, постаравшись понять, как они определяют нас как христиан.
Прежде всего, речь идет о радикальном решении. История Варнавы начинается с радикального поступка. Когда он принимает веру первых учеников, первых христиан, то решается присоединиться к ним. Решившись вступить в христианскую общину, он осознает, что ему необходимо перестать быть тем, кем он был раньше. Он решается продать всё, чем владел, словно желая приобрести новый опыт: принять всё из рук Того, чьё существование он открыл для себя. Безусловно, не каждый день мы слышим призыв продать всё, что у нас есть. Но, вероятно, будет важно ежедневно задумываться о том, что загромождает нашу жизнь, что мешает нам ощущать безвозмездность дара Божия в ней, почувствовать безвозмездность дарованной Богом благодати. Варнава – человек решимости.
Деяния Апостолов являют нашему взору Варнаву и как человека причастности (communion). Он ходит от общины к общине, стремясь укрепить узы, связывающие их. Это человек, который, подобно первым апостолам, будет рассказывать общинам о том, как зародилась Церковь. Это человек причастности ещё и потому, что он сам, Варнава, стремится к тому, чтобы Апостол Павел был принят первыми учениками. Он призывает первых учеников довериться тому, кто пришел последним, понять, что причастность нам дарована, и не нам созидать её самим. Поэтому о Варнаве говорят, что он был человеком мира.
Варнава, христианин, подобный нам, был и человеком миссии. В Евангелии мы слышали такое определение христианской миссии: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». Эти три наставления важны и сегодня для нас.
«Больных исцеляйте» — не значит только творить чудеса. Это значит нести жизнь, даровать жизнь. Речь идет не только и не столько о необычайных поступках, сколько о том, чтобы при любых обстоятельствах выбирать жизнь, а не смерть, выбирать то, что дарует жизнь, а не то, что может навредить и рискует привести к смерти. Дарите жизнь. Выбирайте жизнь.
«Прокаженных очищайте». Прокаженные были исключены из общины, они жили на обочине общества, их считали отверженными навсегда. Очищайте их, включайте их в общину. Боритесь против всего, что отвергает малых. Даруйте жизнь. Боритесь с отверженностью, сопротивляйтесь ей.
«Бесов изгоняйте» — это значит, противостаньте разделению. Чтобы утверждать единство, надо сделать выбор не позволять разделению укореняться. Бесы – это то, что разделяет. Поскольку христианин, подобный нам, Варнава — человек решимости, то он и человек причастности, и человек миссии мира.
В Евангелии говорится: «Даром получили, даром давайте». Жизнь мы получили даром. Даром мы получили свое место в мире людей и пред очами Бога. Даром мы получили надежду оказаться однажды в присутствии Бога в общении со всеми избранными и друзьями Божьими. Будем же давать даром то, что приняли даром сами, чтобы быть похожими на Варнаву, человека причастности.
Перевод Юлии Ивановой
Источник: сайт доминиканцев в России