Сегодня Христос рассказывает нам две притчи о том, что такое Царствие Божие. Одна притча о посеве и всходах, а другая – о горчичном зерне. Первая притча говорит о том, что пришествие Царства Божия не зависит от нас. «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он». Говоря другими словами, наша задача – бросать семена в землю, а всё остальное в воле Божией. Даже когда мы спим, даже если мы не знаем, что происходит с посеянным нами, оно растет. Это наставление Христа можно применять в разных сферах нашей жизни. Мы часто замечаем, что самые хорошие плоды появляются независимо от нас. Конечно, нам необходимо сделать первый шаг, надо посеять семя. Иногда наше участие в каком-то деле очень ограничено, наши силы не позволяют нам сделать то, что мы бы хотели совершить. Но было бы неверно думать, что результат зависит только от нас, от наших усилий. В духовной жизни задача каждого из нас – укоренить слово Божие в своем сердце, сеять его в сердцах наших ближних. И потом уже не надо слишком беспокоиться о возрастании плодов, ибо результат наших трудов зависит не от нас. Иногда чрезмерные усилия, заботы, тревоги о своей духовной жизни или о духовной жизни других могут принести больше вреда, чем пользы. Вот главное, чему учит нас эта притча.
Притча о горчичном зерне, в свою очередь, подчеркивает столь же важную истину о том, что рождение Царства Божия начинается с очень маленьких дел. Христос говорит: «Как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит, и становится больше всех злаков». Во времена Ветхого Завета избранный народ представлял Царство Божие как могущественное государство Бога, по образу земных царств. Царство Божие должно было знаменовать собой силу, непобедимость, величие Бога Израиля. Однако уже в Ветхом Завете Бог показал, что Он является не в сильной буре, не в огне, а в веянии тихого ветра. Бог выбирает самый маленький народ, чтобы через него нести миру Благую Весть, Он выбирает косноязычного Моисея своим пророком. Он выбирает бесплодных стариков Авраама и Сару, чтобы произвести от них потомство, многочисленное как песок морской. Он выбирает мальчишку-пастуха Давида, чтобы сделать его царем Израиля. Он выбирает простую девушку из Назарета, чтобы Она стала Матерью Его Сына. В нашей жизни Бог поступает также. Он выбирает именно то, чего мы не замечаем, чего мы порой стыдимся. Он выбирает самые слабые наши стороны, чтобы победить самые большие препятствия в нашей духовной жизни.
На самом деле обе эти притчи являются для нас учением о доверии Богу. Господь совершает дело спасения, а не мы. Наша задача – доверять, зная, что, несмотря на ограниченность наших возможностей, Бог умножает, укрепляет и взращивает то, что мы посеяли. Его слово, подобно зерну, брошенному в землю, незаметно вырастает в нашей жизни, в этом мире. Если бы мы в этом были убеждены, я уверен, что мы бы по-другому смотрели на себя самих, на нашу жизнь, на наших ближних. Мы перестали бы бояться быть слишком активными или пассивными, перестали бы быть пессимистами или оптимистами, а были бы просто верующими людьми, уповая, что Бог заботится о своем Царстве и о нас. Пусть эта Евхаристия будет для нас малым семенем, которое, как говорит Христос, «когда посеяно, всходит, и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Аминь.
Иакинф Дестивель ОР