Сегодняшнее торжество занимает особое место в литургическом календаре. Это день летнего солнцестояния – самый длинный световой день в году. После этого праздника световой день начнет убывать. Именно в этот день мы празднуем рождение человека, который сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30). Через шесть месяцев, в день зимнего солнцестояния, мы будем праздновать Рождество Иисуса – Непобедимого Солнца. Не случайно Церковь установила эти два праздника именно в эти дни: самый длинный и самый короткий. Призвание Иоанна Крестителя – быть предшественником Спасителя, указать не Него перстом и уступить Ему место. Иными словами, призвание Иоанна Крестителя – обратить наше внимание на явление благодати в нашей жизни. И это неслучайно, потому что его имя означает «Бог дает благодать».
Если обратимся к сегодняшнему отрывку Евангелия, обнаружим, что в нем речь идет об именах. Возникает спор, как назвать младенца. Все имена в этой истории значимы. Новорожденного хотели назвать по имени отца – Захария, но его мать, Елизавета, «сказала: нет; а назвать его Иоанном», что подтверждает и его отец, написав на дощечке «Иоанн имя ему».
Рассказ о рождении Иоанна – это рассказ о том, как мы принимаем благодать Божию. Ангел явился Захарии, обещая ему сына, но Захария сомневается и просит дать ему знак: «По чему я узнаю это?» (Лк 1, 18). И мы в нашей духовной жизни поступаем так же. Мы не способны принять благодать Божию, потому что сомневаемся. Мы сомневаемся не в Боге, а в своем призвании, в своих способностях. И мы, подобно Захарии, просим дать нам особый знак, потому что не видим, не замечаем тех знаков, которые посылает нам Бог. История Елизаветы также говорит нам о благодати в нашей жизни. Елизавету считали неплодной, она была уже «в летах преклонных», и, наверное, думала, что ничего неожиданного в ее жизни уже не случится. Тем не менее Господь выбирает родителями Предтечи Спасителя именно Елизавету и Захарию.
Мы поймем, почему Господь выбирает именно их, когда обратим внимание на имена этих людей. Имя Захария означает «Бог помнит». Призвание Захарии – свидетельствовать о делах Божиих, сохранять память о Боге, поэтому, несмотря на свои сомнения, он был готов принять благодать, которой хотел одарить его Бог. Имя Елизавета означает «Бог – моя клятва». Елизавета призвана свидетельствовать об обетовании Бога Израилю, о Его завете со своим народом. Итак, Захария и Елизавета помогают нам понять, как принимать благодать Божию. Нам надо, подобно Захарии, несмотря на наши сомнения и колебания, обратить свой взор назад, вспомнить о делах Божиих в нашей жизни и благодарить Бога за них. Вместе с тем нам надо смотреть вперед, невзирая на то, что нам кажется, что ничего нового в нашей жизни уже не будет. На самом деле каждое мгновение нашей жизни Бог предлагает нам свою благодать, и от нас зависит, примем мы эту благодать или нет. Обратим ли мы внимание на знаки Божии, на призыв Бога, зависит от нас.
Иоанн Креститель – единственный святой, рождество которого мы празднуем. Точнее, он разделяет эту привилегию с Богородицей: мы празднуем не только Успение Пресвятой Богородицы, но и Ее рождество. Поэтому призвание Иоанна Крестителя и Девы Марии похожи. На восточных иконах, которые называются Деисис, они изображаются по обеим сторонам от Христа обращенными к Нему в жесте молитвенного заступничества. Давайте попросим Иоанна Крестителя, чтобы он, когда нас одолевают сомнения, когда нам кажется, что ничего нового в нашей жизни уже не будет, помогал нам видеть и принимать благодать Божию. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР