Сегодняшний отрывок Евангелия обращает наше внимание на то, как трудно говорить о вере среди своих близких и как трудно слушать человека, которого хорошо знаешь. Сам Христос в своем отечестве не может убедить своих слушателей. «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк 6, 3), – спрашивают они. Иисус пережил такой же опыт, как пророк Иезекииль. Мы только что слышали в первом чтении: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым… Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез 2, 3. 5). Сегодняшнее Евангелие является для нас двойным призывом. Для слушателей, чтобы умели слушать и удивляться. И для проповедников Христа, чтобы умели свидетельствовать о своей вере.
Жители Назарета думали, что хорошо знают Иисуса, и ничего нового от Него уже не ожидали. Подобный опыт всех пророков стал даже пословицей: «Нет пророка в своем отечестве». Слушатели Христа напрасно созерцают его чудеса: они не могут верить в человека, который жил среди них. Такова закономерность: невозможно верить в того, кого слишком хорошо знаешь. Наверное, если бы вы меня знали лучше, я бы потерял ваше доверие, и вы бы не слушали моих проповедей. Реакция жителей Назарета похожа на нашу реакцию, когда мы думаем, что о ком-то нам уже все известно. Мы часто не слушаем людей, думая, что они повторяют то, что мы уже слышали от них. На самом деле это неправда. Невозможно знать человека до конца, невозможно знать даже себя самого до конца. Чтобы слышать другого человека, важно не потерять способности удивляться, быть готовым изменить свое мнение о нем. Иными словами, важно быть открытым по отношению к нему.
Сегодняшний отрывок Евангелия является призывом не только для слушателей, но и для проповедников. Как проповедовать, чтобы нам поверили? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на Христа. Божий план на самом деле парадоксален. Бог посылает свое Слово на землю, Сын Божий становится одним из нас, Эммануилом, принявшим наше человеческое естество. Но именно потому, что Сын Божий стал нашим ближним, людям трудно в Него уверовать. Не проще ли было Богу послать какого-нибудь сверхчеловека? Почему воплотившееся Слово Божие не явило себя под видом могущественного царя, как этого все ожидали?
На подобные вопросы можно ответить так: разумеется, в таком случае во Христа уверовали бы, но Его бы тогда не любили. Хотя веровать легче в того, о ком меньше известно, но любишь по-настоящему только того, кто тебе близок, кто такой же слабый, как и ты. Христос же, как мне кажется, больше желал любви, нежели веры. Бог предпочел стать одним из нас, рискуя быть непонятым, неоцененным и, наконец, убитым. Ученики верили во Христа именно из любви к Нему. Помните, какой вопрос задает Христос апостолу Петру, ставшему камнем Церкви? Он не спросил у Петра: «Веришь ли ты в меня?», Он спросил: «Любишь ли ты Меня?». Это не случайно.
Не случайно также мы сегодня слышали во втором чтении трогательное свидетельство самого великого проповедника – апостола Павла: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор 12, 7-9). Павел пережил такой же опыт, как и все пророки: истинный проповедник должен познать свою немощность. Наши немощи не препятствуют проповеди, наоборот. Поэтому Павел и говорит: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12, 9).
Пусть Господь научит нас удивляться, чтобы мы никогда не думали, что кого-то досконально знаем, чтобы мы умели смотреть и слушать каждый раз по-новому, чтобы мы читали Евангелие каждый раз свежим взглядом. И пусть Господь научит нас свидетельствовать о своей вере не с высоты нашего знания или опыта, но пусть в нашей немощи совершается сила Божия. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР