Первое чтение сегодняшней литургии рассказывает об одном из самых важных событий в истории Израиля. Израильтяне, освобожденные от египетского рабства, завоевали землю, обещанную им Богом. Они перестали кочевать, поселились в этой земле и стали вести оседлый образ жизни. Как часто случается в истории завоеваний, победители усваивают местные обычаи, включая и местные верования. Так и израильтяне начинают почитать богов Аморреев, на земле которых живут. Поэтому Иисус Навин собирает их в Сихеме и предлагает сделать выбор, кому они хотят служить. И тогда весь народ отвечает решительно: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь – Бог наш» (Ис Нав 24, 16-17).
В сегодняшнем Евангелии Христос также предлагает своим ученикам сделать выбор. Он только что закончил свое наставление о хлебе жизни, ученики не поняли Его и говорят: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6, 60). Тогда многие из учеников отошли от Него, а Христос спрашивает и у двенадцати апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?». Но Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 67-68).
Этот эпизод очень похож на события, о которых мы слышали в первом чтении. Оба эти текста показывают нам, что вера всегда предполагает путешествие в неизвестность. Посмотрим на нашего патриарха Авраама, которого принято считать отцом всех верующих. Его вера выражается прежде всего в готовности всё оставить и отправиться в путь. Так и нас Господь приглашает оставить все наши убеждения, все представления, всё, на что мы привыкли надеяться и опираться. В первую очередь нам надо отказаться от наших представлений о Боге, чтобы быть способными увидеть истинный Его образ. Нам надо также отказаться от представлений о самих себе, чтобы увидеть в себе образ Божий. Нам надо отказаться также от своих представлений об окружающем мире, чтобы увидеть возрастание Царства Божиего. Вера всегда требует исхода. Если мы, подобно израильтянам, прекратим движение и уютно расположимся в своих убеждениях, наша вера скоро станет рутинной, ослабеет под влиянием окружающей среды. Если мы, подобно ученикам Христа, будем требовать, чтобы нам все было понятно, мы скоро, как и они, оставим Его.
Христианская вера является плодом не только нашего ума, но и нашей воли. Это правда, что в Новом Завете о вера говорится прежде всего как о знании, как просвещении нашего ума, нашего взгляда. Вера в Новом Завете подобна внутреннему свету, позволяющему смотреть на все взглядом Бога. Но эта вера как знание не упраздняет ветхозаветного представления о вере как доверии. Вера – не только знание, но доверие. Или, точнее, это знание, опирающиеся на доверие Богу, который заключает с нами союз и ради которого мы готовы отправиться в путь.
Мы лучше понимаем, что такое вера, когда размышляем о Евхаристии. Не случайно Евхаристию называют тайной веры (mysterium fidei). Как мы говорим на литургии: «Велика тайна нашей веры». Мы знаем, что под видом хлеба и вина реально присутствует сам Христос, хоть это и недоступно нашим чувствам. Мы это знаем, потому что доверяем словам Спасителя и хотим следовать за Ним. Как мы поем в известном гимне: «Наша вера восполняет чувствам недоступное». Давайте сегодня услышим вопрос Христа, обращенный к каждому из нас: «Не хотите ли и вы отойти?». Да дарует нам Господь благодать ответить Ему как Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого». Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР