Сегодня Христос говорит нам в Евангелии, что чистота может быть только внутренней: «Ничто, входящее в человека извне не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7, 15). «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7, 21). По сравнению с Ветхим Заветом это новое учение о чистоте. В Ветхом Завете, как и во всех религиях, чистота обретается через обряды. Пророки не раз порицали эти обряды, говоря, что они пустые, если не сопровождаются внутренним очищением. По их мнению, чистота заключается в стремлении человека к Богу. Псалом пятидесятый – лучший пример этой новой концепции чистоты: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс 50, 12). Ибо перед Богом важно только состояние нашего сердца.
И действительно, самое главное – это наш взгляд на наших ближних, на самих себя. Мы часто думаем, что грех, подобно грязи, пачкающей одежду, приходит к нам извне. Но если мы внимательно посмотрим на наши отношения с людьми, обнаружим, что они во многом зависят не от реального положения вещей, а от того, как мы смотрим на людей. Как говорит апостол Павел в послании к Титу: «Для чистых всё чисто» (Тит 1,15). Апостол Павел говорит даже, что «нет ничего в себе самом нечистого» (Рим 14, 14). Если мы будем смотреть чистым взглядом на всё, наше отношение к людям и к миру изменится.
А как можно смотреть на мир чистым взглядом? Это возможно, если мы осознаем, что Бог среди нас, что Он в нас, что Он живет в каждом человеке. Как мы слышали сегодня в первом чтении: «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор 4, 7). Мы совершенно по-другому смотрим на мир, если осознаём, что Бог присутствует в нем, что царство Божие возрастает, несмотря на наши грехи. Как говорит Христос в Заповедях Блаженства: «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Во втором чтении сегодняшней литургии есть и другое наставление о чистоте. Недостаточно очистить свой взгляд. Чистота обретается через милосердие. Апостол Иаков говорит: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак 1, 27). На самом деле противоположностью нечистоты является святость.
Давайте сегодня задумаемся: чем является для нас чистота? Мы иногда представляем себе таинство исповеди как обряд очищения, который делает нас достойными принимать Христа в Евхаристии. Действительно, исповедь очищает нас, но совершается это силой любви Христовой и только если мы в глубине нашего сердца, осознавая свой грех, стремимся к Богу, если меняем свой взгляд, если умеем видеть образ Божий в наших ближних и в себе самих, если творим дела милосердия. Чистота заключается не в отсутствии грехов, чистота заключается в стремлении к Богу. Чистота – это несокрушимое доверие к преображающей нас любви Христа, живущего и царствующего во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР