Бесстрашный священник Павел Хомич

Будущий священник родился 17 октября 1893 года в Гродненской губернии. Получив аттестат зрелости юноша поступил в католическую Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, которую окончил в 1916 году, в этом же году он был рукоположен во священники. По завершении семинарии о. Павел Хомич был зачислен в Петроградскую Духовную академию. Однако революционные события 1917 года не позволили продолжить обучения.

chomich

В 1920 году о. Павел был назначен настоятелем церкви Пресвятой Троицы во Пскове, помимо службы в этом древнем городе он совершал богослужения и в нескольких филиальных часовнях.

Спустя три года, в Москве прошел показательный процесс над католическим духовенством, в результате которого архиепископ Иоанн Цепляк и экзарх русских греко-католиков протопресвитер Леонид Федоров оказались в заключении, а декан петроградского деканата о.Константин Будкевич был расстрелян. Католическая Церковь в России была обезглавлена. Летом 1923 года, вместо арестованного о. Станислава Эйсмонта, о. Павел Хомич был назначен настоятелем петроградской церкви св. Казимира, а вскоре так же стал администратором церквей Ченстоховской Божией Матери в Лигово и св.Алексея в Петергофе. Тридцатилетний священник, несмотря на трудности, вопреки гонениям и арестам, со всем рвением взялся за душепастырскую работу. Он собирал вокруг себя молодежь, организовывал различные просветительские и религиозные кружки.  В 1926 году, по просьбе епископа Антония Малецкого о. Павел стал душепастырем францисканских терциариев Ленинграда.

casimirus

Активность священника не могла оказаться незамеченный. Такой человек не мог долго оставаться на свободе. В декабре 1926 года о. Павел был арестован. Ему удалось выйти, но спустя месяц, во время очередного витка гонений на католиков, священник вновь попал за решетку. Первоначально Хомич был осужден на три года, а затем и к десяти по обвинению в “проведении контрреволюционной религиозной деятельности среди молодежи и верующих прихода, а так же создании нелегального антисоветского братства членов Третьего ордена терциариев-францисканцев”.  Священник был этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).

Там уже находилась группа католического духовенства. Еще в 1925 году заключенные на Соловках католические священники восточного обряда добились от администрации лагеря разрешения совершать богослужения в часовне, расположенной в лесу.  Вскоре к ним присоединились и латинские священники.

По праздникам в лесной часовне служили торжественную Литургию, в одно воскресенье латинскую, в другое — восточную, с проповедями на польском или русском языках. Отец Павел и здесь проявил свой беспокойный характер, проповедуя и по-русски и по-польски. По его же инициативе однажды было устроено выставление Святых Даров.

Отец Павел Хомич, который считался старостой общины священников латинского обряда, не смотря на риск, старался навещать в лагерной больнице находящихся в ней католиков. Время от времени во время прогулок он исповедовал католиков, не имевших права посещать часовню.

solovki

Администрация лагеря не была склонна долго теперь такую активность. В конце 1928 года католикам запретили  посещать часовню, а затем у священников были изъяты богослужебные книги и утварь.  Однако, несмотря на это ежедневная католическая Литургия на Соловках все же совершалась. Кто где исхитрится. Отец Павел Хомич время от времени служил в комнатке при дезинфекционной камере, которой заведовал его хороший знакомый. 

Летом 1929 года католические священники были переведены на штрафную командировку “Троицкая” на о. Анзер. Двадцать три священника находились теперь скученными в комнате небольшой комнате четыре на два метра. Часть спала на полу, а часть — на нарах, как  «селедки в бочке». Так на острове  появилась “коммуна ксендзов”, названная так в следственных документах.  Первое время во главе “коммуны” стоял епископ Болеслав Слоскан, а после того как он в октябре 1930 года был переведен в Восточную Сибирь старшими в коммуне стали о.Павел Хомич. Он постоянно ходил в администрацию лагеря пытаясь разрешать спорные вопросы и хлопоча за пожилых и больных собратьев. 

И даже в таких сложных условиях небольшая инициативная группа нашла укромное место в лесу, чтобы совершать тайные богослужения. Первыми совершили мессы на этом лесном алтаре еп. Болеслав Слоскан и о.Павел Хомич. Потом служили и в бараке, под самой крышей чердака. Ставили перед собой несколько чемоданов, зажигали свечу и, стоя на коленях молились. Облатки и хлеб для Литургии пекли сами. Вина не хватало, в итоге для одной Мессы использовалось 6-8 капель. Вскоре начали изготавливать самостоятельно и вино, делая его из изюма, добываемого так же с превеликим трудом.

В 1931 году по инициативе о.Павла Хомича, который служил мессу ежедневно, семеро священников (пять латинян и двое восточных) решили совершать Литургии со специальной интенцией удовлетворения Господу Богу за все совершаемое в России зло и об обращении русского народа.

slon

Время от времени Хомич приезжал в Соловецкий Кремль, где, сказавшись больным, ходил в госпиталь, в действительности встречаясь с католиками, исповедовал их и причащал. Кроме этого о. Павел поддерживал связь со многими прихожанами церкви св. Казимира, в своих письмах заключенный священник укреплял их в вере и поддерживал морально.

В июне 1932 года было начато следствие по делу “бритых” (под таким названием фигурировали в оперативных материалах католические священники). Священников обвинили в том, что они «создали крепко спаянную антисоветскую группировку». Отец Павел Хомич был вывезен в ленинградскую тюрьму и 27 мая 1933 года осужден на год штрафного изолятора, его отправили в Сиверские лагеря, затем в Дальневосточный лагерь и снова на Соловках.

Десятого ноября 1936 года о. Павел Хомич был освобожден с запрещением проживать в 12 крупнейших городах. Он жил в Костроме и Калуге, где тайно служил на квартирах. Пытался устроиться и в Сибири. Так как нигде ему легально не разрешили служить, в августе 1939 года о.Павел вернулся в Ленинград, где к этому времени остался лишь одни католический священник — о.Мишель Флоран и одна единственная действующая церковь — Французской Божией Матери, надеясь, что здесь ему удастся устроиться служить в какой-нибудь храм.

Отец Павел тайно жил на квартирах у благочестивых францисканских терциарок, служа по домам для небольшой группы католиков. У него постоянно наготове был чемоданчик со всем необходимым для мессы и он каждый день устраивал богослужения, на которых присутствовали хозяйки домов и их знакомые. Через одну из терциарок о.Павел установил контакт с о.Мишелем Флораном, который являлся Апостольским Администратором Ленинграда.

chomicz_last_foto

После начала Великой Отечественной войны о.Мишель Флоран был вынужден покинуть Советский Союз и через доверенных лиц попросил о.Павла принять на себя обязанности главы Апостольской Администратуры Ленинграда, что тот и сделал. Богослужения продолжались даже в самую суровую блокадную зиму 1941 года. Однако в начале 1942 года многие терциарки были высланы из города в числе “неблагоднадежных элементов”, а при перерегистрации паспортов 15 июля был арестован и о.Павел Хомич. Первого сентября 1942 года священник Павел Хомич был приговорен к расстрелу и через 9 дней приговор был приведен в исполнение.

В блокадном городе по-прежнему оставался открытым католический храм — Французской Божией Матери. В пустую церковь приходили верующие и молились, в том числе и об упокоении души своего последнего священника, Апостольского Администратора Ленинграда, мученика за веру о.Павла Хомича.

Напоследок стоит сказать, что в 2003 году начался процесс беатификации католических новомучеников России, в том числе и Слуги Божия о. Павла Хомича.

Михаил Фатеев

Оставьте комментарий