Наш приход особым образом связан со святым Зигмунтом Фелинским. Он служил в нашем приходе викарным священником в середине XIX века. Он жил в доминиканском монастыре при нашем приходе. Он преподавал латинский язык и Закон Божий в школах при нашем приходе. Его епископская хиротония была совершена в Мальтийской капелле, находящейся недалеко от нашего храма. Он жил 20 лет в Ярославле и там основал католический приход, в котором сейчас служит наш о. Рафал. Фамилия Фелинский происходит от латинского слова феликс, что значит счастливый. Но судьба св. Зигмунта совсем не была счастливой.
Зигмунт Фелинский был истинным сыном своего времени. Он родился в семье, принадлежащей к польской интеллигенции, учился за границей, в Париже. Он много читал, хорошо знал мировую литературу. Молодой Зигмунт разделял гуманистические идеи своего времени, но вместе с тем имел возможность познакомиться с лучшими представителями христианства, например с отцом Лакордером – реформатором Доминиканского ордена во Франции, также с блаженным Фредериком Озанамом – профессором социологии в Сорбонне.
Самая значимая черта личности Зигмунта Фелинского – твердость характера. Он говорил: «Наука формирует только мысль, а самое большое внимание надо уделять формированию характера… Самые лучшие принципы не принесут человеку никакой пользы, если он не умеет владеть собой, поскольку он не сможет воплотить их в жизнь, и будет говорить и думать одно, а делать совсем другое»*. Вот принцип, по которому он жил и который во многом определил его трагическую судьбу. Зигмунт не был амбициозным, не стремился совершать великие дела, он применял свои принципы в повседневной жизни. Он писал: «Лучше всего начинать с малого, и по мере возрастания сил переходить к большему. Каждый вечер, ложась спать, надо хорошенько задуматься о самом себе, пересмотреть свои пороки и, выбрав самый малый из них, принять решение искоренить его совершенно и исправлять другие, насколько это нам под силу».
Эти принципы помогали Зигмунту Фелинскому исполнять те важные обязанности, которые на него возлагали. И выполнял он их с большим смирением. Когда он узнал, что его хотят назначить архиепископом Варшавы, он сказал: «Если эту невероятную вещь совершил Господь Бог, то верую, что Он совершит и другую, и даст мне благодать, необходимую для достойного исполнения обязанностей, которые намного превосходят мои силы». Однако политические обстоятельства поставили Фелинского в крайне трудное положение. Польское общество считало его ставленником царя, а царские власти обвиняли в том, что он поддерживает восставших поляков. Фелинский должен был оправдываться перед теми и другими. Его программа, как он сам отмечал, – в «верности церковному праву и открытости по отношению к властям». «В политических вопросах, – писал св. Зигмунт, – я полагаюсь на Провидение и буду стараться воспитать в народе добродетель». К сожалению, как это было со многими святыми, никто из его обвинителей не понял его или не захотел понять, и он был отправлен в ссылку в Ярославль, где прожил 20 лет.
Что нам важно сохранить в памяти из примера жизни святого Зигмунта Фелинского? Это как раз твердость его характера, благодаря которой он никогда не шел на компромиссы. «Однако недостаточно уметь владеть собой, – как писал св. Зигмунт, – надо, чтобы воля, которая нами руководит, была освящена, иначе она сама введет нас в заблуждение. Есть только один истинный и непогрешимый свет – Откровение Божие, будем же вникать в него, чтобы воплотить его в себе и проникнуться его духом». Вот, братья и сестры, духовное завещание св. Зигмунта: твердость характера и большое смирение человека, который желает служить Богу. По его ходатайству попросим Бога, чтобы Он помог нам обрести эту твердость характера и истинное смирение, которые являются основой всякой святости. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР
* Цитаты высказываний и текстов св. Зигмунта Фелинского приводятся в переводе Юлии Ивановой.