— Отец Филипп, как Вы попали на телевидение?
— Передача «Le Jour du Seigneur» (День Господень) была создана священником доминиканцем Раймондом Пишаром еще в 1948 году. С тех пор братья проповедники постоянно руководят редакцией этой программы. Некоторое время я вел в рамках этой передачи небольшую рубрику «La Minute», в которой делал минутный комментарий о том или ином фрагменте богослужения. Когда в 2010 году начали искать нового генерального продюсера “Дня Господня”, то решили пригласить меня, так как я имел опыт административной и творческой работы.
— Насколько популярна во Франции эта программа?
— Ее смотрит довольно много людей. Не смотря на то, что в этом сегменте предложений все больше, то наблюдается уменьшение аудитории. Тем не менее, воскресную мессу смотрят порядка 700 тысяч человек.
— Эта аудитория мессы или всей программы?
— Это средний показатель. Мне кажется, что большинство смотрит только мессу. Но благодаря новым идеям, мы увеличили количество зрителей и до богослужения и после него. К тому же, важно понимать, что есть некоторая сезонность аудитории. Летом, во время каникул, аудитория снижается. Зимой, когда холодно и снег, увеличивается.
— У Вас уже есть сведения, сколько человек посмотрело трансляцию из нашего прихода?
— Пока нет, но я Вам обязательно сообщу.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей программе.
— Эта передача длится 90 минут. Ее обязательной составляющей является месса. Мы стараемся подстроить нашу программу под режим людей, живущих в домах престарелых. И поскольку в большинстве таких заведений обед в начинается 11.30, то нам необходимо завершить трансляцию богослужения именно к этому времени. Поэтому мы начинаем мессу в 10.45.
Перед трансляцией мессы, в течение четверти часа, идет программа библейского, исторического, культурного или литургического содержания. После мессы к нашей передаче, обычно присоединяются новые зрители. Для них мы предлагаем небольшой тележурнал, посвященный какой-то определенной теме, приглашая кого-то в гости. Эта, вторая часть программы, идущая в прямом эфире, начинается в 10:30 и заканчивается в полдень.
— То есть, программа больше рассчитана на пожилых?
— Да, более 80% наших зрителей перешагнули 50-летний барьер. Молодые люди ко времени начала передачи еще не просыпаются.
— Сколько человек работает над программой?
— Эту передачу выпускает 58 человек. Потому программа полностью, от концепции до творческого воплощения, создается нашими сотрудниками и в наших студиях. Над каждой передачей работает порядка десяти человек. Таким образом, наши сотрудники делятся на три команды, сменяющие друг друга.
— Воскресные мессы транслируются из разных мест?
— Да, каждое воскресенье богослужение транслируется из нового места.
— Часто ли бывают трансляции из-за границы?
— Нет. Два раза в год.
— Как наш приход попал в число избранных?
— Ну, во-первых, потому что я знаком с о. Иакинфом. И, во-вторых, мы хотели осуществить эту трансляцию в рамках года России во Франции, но не успели этого сделать и вынуждены были отложить проведение программы на год.
— Может быть, Вы приурочили ее к 200-летию Бородинской битвы?
— Французы двоечники по истории и географии и уже давно забыли о Бородино.
— Чем отличается телевизионная месса от обычной?
— В первую очередь концепцией времени! Реальное время сильно отличается от телевизионного. Две минуты тишины в обыденной жизни не сопоставимы с двумя минутами тишины на телевидении. Они несут совсем другой смысл. Так что ритм мессы должен быть динамичнее, чтобы у зрителя не складывалась ощущения провала во времени.
— Сейчас практически все подстраивается под телеформат. Начало футбольных матчей и пресс-конференций. События планируют так, чтобы они попали в вечерний выпуск новостей. Вот и мессы подстраивают. Это хорошо или плохо?
— У меня нет ответа на этот вопрос… Телевизионное творчество вещь специфическая. Именно из-за зрителей мы поменяли концепцию передачи, чтобы подстроится под зрителей, быть интересными им.
Но наша цель – это зрители.
— Каковы Ваши впечатления о Санкт-Петербурге?
— Я практически не видел города, потому что мне необходимо было быстро вернуться во Францию. Что касается вашего прихода, то у меня сложилось впечатление, что это очень живой приход. В нем много людей, заходящих в храм: и прихожан, и просто любопытствующих.
— В программе очень много говорилось о православных, кажется даже больше, чем о российских католиках.
— Мы были в католическим приходе и транслировали католическое богослужение, но вокруг нас С-Петербург, город, где большинство людей считают себя православными. Поэтому мы подумали, что было бы интересно показать нашим зрителям, как складываются отношения католиков и православных в этом месте.
— Как думаете, Петербург, Россия, российские католики станут ближе, понятнее французам, после этой трансляции?
— Мы получили уже много положительных откликов. Некоторые зрители даже говорят, что было очень интересно и одного часа недостаточно, надо было делать больше.
— Спасибо Вам большое. Творческих успехов!
Беседовал Михаил Фатеев
Фото Татьяны Климовой и со страницы программы Le Jour du Seigneur