архиеп. Тадеуш Кондрусевич: “Не только крестить обращенных, но и обращать крестившихся”

Конференцию католических епископов Белоруссии представляет архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский, хорошо известный прихожанам нашего храма.

— Владыка, какие у Вас ожидания от этого Синода?

— Во-первых, это – знамение нашего времени, что начался Синод, посвященной Новой евангелизации.  Необходимо отвечать на вызовы времени и читать его знаки. Бенедикт XVI, как  видим, великолепно их читает. Посмотрите на темы последних Синодов – о Слове Божие, о новой евангелизации. Мы знаем, что Слово Божие, вместе с традицией,  один из источников нашей веры, поэтому Синод – это ответ Церкви на вызовы времени.
В первую очередь, я ожидаю, что мы выработаем соответствующее предложение для Святейшего Отца с просьбой написать специальный документ, Апостольское обращения (adhortatio), которое будет пасторским планом выхода из сложившейся ситуации. Потому что, слушая сообщения с разных континентов, просто волосы дыбом становятся!

01

Мы благодарим Бога, что у нас на Востоке, еще сохранилась традиционная вера. Я всегда говорю: хорошо принимать новые вещи, но нельзя забывать старые. Нужно объединять старое и новое.  И кроме того, новое – это всегда хорошо забытое старое. Хотелось бы, чтобы голоса епископов, даже их крики, со многих континентов об очень серьезной ситуации были услышаны миром, чтобы мир вернулся к Богу, чтобы Бог больше не был на периферии жизни человека, а находился в ее сердце.

Конечно, это очень большая задача для евангелизаторов и катехизаторов, особенно в работе с детьми и молодежью. Может быть, мы забыли об основной задаче евангелизации, а именно привести человека к Иисусу Христу, чтобы человек верил в Него, а вера необходима для спасения. Как это чаще всего сейчас выгладит? Мы говорим: «Бог нас любит – мы тоже Бога любим», песенки поем с детьми. И все, считаем, что дело сделано. Но этого мало! Нынешний кризис это подчеркивает. И недаром главный докладчик  Синода кардинал Дональд Вёрл сказал, что мы потеряли два поколения!

— Владыка, а для Вас что такое «новая евангелизация»?

— Для меня  самое важное — показать человеку новый путь  встречи с Иисусом Христом. Иногда наши люди воспринимают «новую евангелизацию» как будто бы  новое Евангелие придумали. Ничего нового в Евангелие нет, оно по-прежнему то же самое, которое дал нам Иисус Христос две тысячи лет тому назад. Но в то же самое время оно всегда новое! Сколько раз его читаешь, всегда что-то новое открываешь для себя. Также надо помнить и о том, что пути его понимания и пути которыми человек может встретить Иисуса Христа могут быть разными.

02

Здесь нужно учитывать, и это подчеркивалось в зале Синода, язык, на котором говорит современный мир.  Евангелие нужно преподносить понятным языком, нужно учитывать культуру, в которой Божие слово преподноситься. Одно дело – в Испании, другое – в США. Совсем по-другому – в Москве, иначе – в Новосибирске или в Минске.

— Вы, как никто другой, знаете ситуацию в бывшем Советском Союзе, служили и в Литве, и в России, и в Белоруссии. На Ваш взгляд, каковы наиболее важные аспекты, на которые должна ответить новая евангелизация в наших странах?

— В первую очередь нужно читать знамения времени в каждом конкретном месте и противопоставить себя секулярной культуре. Это не значит, что на пути секуляризации необходимо  поставить какую-то плотину… Все равно перельется! Необходимо представить позитивную альтернативу этой культуре. Как сказал Вашингтонский архиепископ кардинал Дональд Вёрл: «Вызов секуляризации может стать позитивным элементом, который нас заставит работать».  Заметьте, что многие открытия происходили как ответы на те или иные проблемы.

Конечно, Вторая Мировая война, как и каждая другая – это ужасное событие. Но говорят, что именно война дала такой скачок развитию хирургии. Это, конечно, сравнение, которое трудно отнести к Церкви. Известно, что болезнь заставляет нас искать лекарство от нее. Этот Синод – это как раз и поиск такого лекарства.

Вторая вещь – это семья. Если я вспомню, как рос я и мои сверстники… Не было литературы, не было священников. Все было запрещено! Но у нас были верующие родители, верующие бабушки и дедушки. Я видел их молящихся утром и вечером. Вечером мы вместе молились. В семье происходила очень простая катехизация: вопрос – ответ. В храме не было священника, но храм в нашей деревне, слава Богу, был открыт и мы туда ходили. Когда  я рассказываю о том, что мы каждое воскресенье ходили в храм, когда там не было священника, меня спрашивают (особенно зарубежом): «А зачем, Мессы-то не было»? Да, Мессы не было, но были Розарий, Крестный Путь, литании! Главное — мы собирались как народ Божий! И я, и мои сверстники росли в осознании того, что воскресенье – это святой день, день, принадлежащий Господу. И его надо соответствующим образом почитать.

03

Все начинается в семье. Никакой университет, никакой детский садик, никакая школа не заменит семьи в воспитании молодого человека! Семья должна оставаться домашним храмом. Это – первое, что должно дать импульс для новой евангелизации. Мы должны почувствовать, что мы сами хотим евангелизироваться. Родители радуются, что теперь стало много священников, сестер, светских катехизаторов, которые готовят детей к Первому Причастию.  А видят ли сегодняшние дети родителей молящимися? Видят ли их приступающими к Святому Причастию? Исповедующимися? Увы,  все реже и реже.

Мне один священник рассказывал, как он беседовал с мальчиком.
— Ты верующий?
– Да.
— А в храм ходишь по- воскресеньям?
– Да.
— А в какой?
—  В супермаркет.

Супермаркет сегодня становиться церковью! Стадион становиться церковью! Концертный зал становиться церковью! Но там люди Бога вряд ли встретят!

Конечно, есть много путей новой евангелизации. Но я бы остановился на СМИ. Мы радуемся, что у нас в Белоруссии люди посещают храмы, особенно в городах. Есть призвания.  Но это капля в море! Сегодня СМИ становятся новым амвоном, с которого нужно возвещать Евангелие. Поэтому их нужно использовать как можно шире. Сегодня пришло время не только крестить обращенных, но и обращать крестившихся, которые отошли от веры.

— Спасибо владыко!

Беседовал Михаил Фатеев

Оставьте комментарий