Этот отрывок Евангелия во многом удивителен. Во-первых, зачем Христос смотрит, как народ кладет деньги в сокровищницу? Когда мы собираем деньги на мессе, мы не смотрим, кто сколько положил. Это неудобно, можно даже сказать, что это неприлично. Еще Христос хвалит вдову, положившую две лепты на содержание лицемерных книжников, хотя Он сам только что критиковал этих книжников, «поедающих домы вдов». Не лучше было бы, если бы она отдала свои деньги тем, кто еще беднее ее, если найдутся?! Если мы остановимся и удивимся этим двум моментам, нам откроется смысл происходящего.
Первое недоумение в истории о лептах вдовы учит нас, что такое взгляд Божий, как на самом деле видится истина. Господь смотрит, как люди бросают монеты, но видит дальше и больше того. Он видит то, как книжники молятся напоказ, хотя они не молились в этот момент вовсе. Он видит, что эта бедная вдова положила все, что имела, хотя Он не знает ее. Для нас с вами этот отрывок в евангельском чтении – повод подумать, под чьим взглядом мы стоим, когда молимся, или когда творим дела милосердия. Мы хотим выглядеть как католики перед другими, собратьями по вере или внешними? Или мы хотим, чтобы Бог обратил на нас Свой взор? На самом деле к чему мы стремимся? И как мы смотрим на других? Останавливаемся ли мы на внешней форме поведения человека, или пытаемся понять намерения и увидеть движения его души? Господь смотрит на то, как мы живем, на все, что мы делаем, и Он видит гораздо больше видимого, он видит все, как оно есть. Как Бог говорит пророку Самуилу, который пошел в Вифлеем среди сыновей Иессея искать царя Израилю: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар 16, 7).
Это понимание подводит к ответу на второе наше недоумение: почему Христос похвалил вдову, давшую деньги книжникам, которых Он только что порицал. Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вспомнить первое чтение этого воскресенья, о вдове из Сарепты. В страшную засуху женщина собирала дрова, чтобы готовить последнюю трапезу перед своей и сына голодной смертью. Но вот пророк Илия просит у нее воды и хлеба. Уповая на Бога, эта вдова тоже отдала все, что она имела.
Две вдовы – вдова из Сарепты Сидонской и вдова сегодняшнего Евангелия на самом деле являются образом самого Христа. Христа, по слову апостола ставшего нищим, чтобы «мы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9). И это парадокс Христианства. В Евангелии Христос предстает как человек, который не раздает нищим, а Сам просит у них. Он просит у самарянки воды напиться, просит мытаря Закхея принять Его в своем доме. Он просит хлеба и рыбы накормить толпу и, в конце концов, Он просит своих учеников: «Кто примет одного из малых сих, тот принимает Меня». Конечно, подать нищему – доброе дело. Но еще лучше, когда просишь у нищего, вот что удивительно! После Второй мировой войны один священник во Франции обнаружил, что лучший способ помогать бедным – не давать, а просить их о помощи. Чтобы они помогали тем, кто еще беднее. Это возвращает их к жизни, восстанавливает их человеческое достоинство. Так и делает Христос с нами. Он являет нам Себя нищим, страждущим, просящим у нас помощи, и жаждет нашей любви. Это учит нас чему-то очень важному о Боге. Господь нашей веры, сошедший на землю – не богатый турист, раздающий деньги нищим детям дикарей. Бог не пришел как один из этих богачей, которые «клали много» в сокровищницу, как говорит евангелист Марк. Наоборот, любя нас, Всемогущий Бог являет Свою нищету во Христе, чтобы восстановить наше достоинство детей Божиих, чтобы мы обогатились.
Единственный способ обогатить себя самого – это отдать себя другим. От нас требуется не дать что-то или многое из нашего имущества, а отдать себя самого, как это сделали женщины сегодняшнего чтения, положившие все, что имели, все пропитание свое. В греческом тексте это звучит еще острее: «всю свою жизнь» [ὅλον τὸν βίον]. Для Господа не важно, много мы дадим или мало. Мы изменимся, если мы отдадим все, свою жизнь. Богу на самом деле не очень интересно, кому мы отдадим это все, как то, что вдова отдала книжникам. Мы часто на улице встречаем людей, просящих милостыню, и не знаем, как поступить. Мы обычно представляем себя христианами, если даем монетку. В сегодняшних чтениях мы видим, как самые бедные не просят ничего, а сами дают. И они дают не из своего избытка, который не имеют, но отнимают необходимое для своей жизни.
Нам также надо учиться отдавать. Это не значит умирать для других, это значит жить для других. Это не означает совершать каждый день подвиги, но делать свои повседневные дела в любви и уповании на Бога. Обе вдовы возложили надежду на Бога и спокойно отдали все имение. Тем самым они дали Богу возможность наполнить и обогатить их жизнь Своей благодатью. Находиться под взором Божиим не страшно, когда отдаешь себя, но это дает самое большое богатство, возможное для человека. Ибо все, что не отдаешь, потеряешь.
Иакинф Дестивель ОР