Торжество Непорочного Зачатия

8 декабря 1854 года он был торжественно провозглашен Папой Пием IX: “Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха”.

nepor

Мария была сохранена с момента зачатия от наследуемого людьми от Адама первородного греха. Хотя Она еще не была Богоматерью, Господь, ввиду будущего Спасения, совершённого Её Сыном, сохранил Марию от первородного греха и всех его последствий. Это не лишило Её свободы выбора — Мария имела возможность согрешить, но не сделала этого, в отличие от прародителей Адама и Евы, созданных безгрешными, но согрешивших впоследствии.

Догматизация Непорочного Зачатия лишь подтвердила ту веру, которая уже давно исповедовалась Церковью. История догмата о Непорочном Зачатии очень древняя. С первых веков христианства богословы указывали на особую роль Марии в истории спасения. Позднее св. Бернард и св. Фома Аквинский ставили под вопрос веру в Непорочное Зачатие, поскольку, по их мнению, она противоречит двум другим истинам веры — всеобщности первородного греха и необходимости спасения для всех людей. В XIII веке блаженный Иоанн Дунс Скотт в известной мере разрешил это противоречие, придя к мнению, что Богоматерь осталась чиста от скверны греха силой грядущего Искупления и победы Христа. В 1477 году Папа Сикст IV установил в Риме праздник Зачатия Непорочной, которое со времен Пия V (+ 1572 г.) стало отмечаться во всей Церкви. Во время Своего явления в Лурде в 1858 г. Мария подтвердила св. Бернадетте Субиру провозглашенный за четыре года до этого догмат, говоря: “Я — Непорочное Зачатие”.

Церковь на Востоке никогда не догматизировала истину о Непорочном Зачатии, однако в Литургии Мария всегда почиталась им как Пречистая Дева, “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим”. Кондак на Рождество Богородицы гласит: “Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем”. В XV в. веру в Непорочное Зачатие исповедал сам Геннадий II, первый Константинопольский Патриарх. В XVI-XVIII веках учение о Непорочном Зачатии распространилось в южно-русской Церкви. Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, названный Дмитрием Ростовским “столпом Православия”, писал: “Ангелы дивятся зачатию Твоему, Чистая, како Ты, от семени зачатая, греху быть непричастна”. Иоанн Голятовский, ректор и игумен Киевской коллегии, утверждал, что “Пречистая Дева без греха первородного зачалася и уродила”. Тех же взглядов придерживались Стефан Яворский, Феодосии Черниговский, митрополит Киевский Иоасаф Кроковский. Учение о Непорочном Зачатии Богородицы содержится в первом издании “Четьих Миней” одного из самых почитаемых русских святых Дмитрия Ростовского. В Восточной традиции существует иконописный канон изображения зачатия Марии. Он восходит к Х веку и изображает родителей Богородицы, Иоакима и Анну, которые встретились у Золотых ворот в Иерусалиме. По восточной традиции в этот момент и произошло зачатие Марии.

Однако, чтобы избежать часто встречающегося непонимания, необходимо обратить внимание на то, что Непорочное Зачатие — не то же самое, что девственное зачатие. Непорочное Зачатие относится к приходу в мир самой Девы Марии, и говорит о том, что Мария была сохранена от греха. Девственное же зачатие относится к воплощению Христа — Он был зачат в лоне Марии от Духа Святого.

Согласно канону 1246 Кодекса Канонического Права в торжество Непорочного Зачатия католики, не имеющие серьезных препятствий, призваны участвовать в святой Мессе.

Юлия Иванова

Оставьте комментарий