Уже спустя несколько дней с момента открытия выставки и в прессе появились многочисленные рассказы о том, как это произведение попало в коллекцию музея. О том, что изначально оно приписывалось Альбрехту Дюреру. О том, что в 1815 году уже предпринимались реставрационные работы и старинные краски перенесли с дерева на холст. Мы узнали о кропотливой работе реставраторов, о том, как они утончали лаковые пленки и удаляли слои более поздних записей.
Однако хотелось бы обратить внимание не на художественные достоинства этого великого произведения голландской живописи рубежа XV-XVI веков, а собственно на его содержание. В те далекие времена художники еще помнили, что «религиозная» картина должна быть не только и не столько показателем их профессионального мастерства, виртуозного владения кистью, а своеобразной проповедью, напоминанием евангельских строк, призывом к молитвенному созерцанию. Множество фигур, богатые, украшенные узорами ткани, иногда неожиданные изломы линий – все это предлагает нам все пристальней вглядываться в произведение, читать его как раскрытую книгу, созерцать – думать – молиться.
Итак, давайте всматриваться. Центральную часть триптиха занимает изображение поклонения волхвов. Богоматерь с Младенцем, стоящие перед Ними мудрецы… Справа мы видим хлев и стоящих в нем животных. Кажется, Мария вот только вышла оттуда и села отдохнуть в невесть откуда взявшемся шатре, где Ее и навестили восточные цари. А там, за хлевом виднеется гора и ангел, сходящий к изумленному человеку. Это – благовещение пастухам: неожиданно ангелы запели с неба и простые мужики, не привыкшие к изящным речам и тонкостям прочтения пророчеств, первыми услышали весть о приходе в мир Спасителя. Пережитое ими потрясение было столь велико, что они бросили свое стадо и побежали к небольшому хлеву, чтобы посмотреть на Чудо. Теперь они выглядывают из-за крыши хлева, стесняясь помешать приближающимся к Царю волхвам. Стоит обратить внимание на то, что пастухи «прячутся» за спиной у святого Иосифа, покровителя простых тружеников.
Есть и еще одна деталь, которую нельзя упускать из виду, рассматривая эту часть изображения. На стене хлева висят некие орудия, не то оставленные хозяином, не то св. Иосифом. Они здесь появляются не просто так. Это аллегория, напоминающая о грядущих Страстях.
С другой стороны мы видим волхвов в богатых одеждах, украшенных сапфирами, традиционно считающимися камнями Богоматери. Они приносят свои дары. И в первую очередь ставят к ногам Святой Девы чашу, символизирующую первый из даров – золото. Конечно, это напоминание о том, Что Христос – Царь и Господь господствующих. Однако не стоит забывать, что подобные изображения рассматривали, созерцали снизу вверх, возводя глаза. Таким образом, получается, первое, на что обращен взгляд молящегося –чаша. Этот дар восточного владыки призван напомнить нам о самом главном Таинстве – Евхаристии. Таинстве, которым Бог властно вмешивается в пространство современной суеты.
За спинами волхвов многочисленные слуги. А еще дальше мы видим гору, на которой собственно и происходит встреча восточных мудрецов, идущих за звездой. Мы словно отматываем пленку назад. И видим, как они встречаются у входа в Иерусалим на горе Голгофе.
А теперь давайте проделаем путь по изображению: от чаши, стоящей у ног Богородицы, против часовой стрелки, к орудиям на стене хлева, минуем пурпурную завесу, придерживаемую ангелами, и доберемся до Голгофы. Вот перед нами путь Царства, для которого пришел этот Младенец, находящийся в центре изображения.
Он призывает к Себе «немудрое», чтобы рассказать ему о радости и простоте. Но и к мудрецам обращен Его призыв – Он говорит на их языке и ведет к созерцанию тайн бытия. Отчасти такое противопоставление идет из самого Евангелия. Отчасти — от двух знаменитых католических орденов, оказывавших мощное влияние на Европу вплоть до начала Реформации: ордена нищих братьев святого Франциска и ордена ученых, хоть и тоже отвергших богатство, братьев святого Доминика.
Если мы всмотримся в фигуру на горе, падающую ниц при виде ангела, то заметим общие черты с каноническими изображениями святого Франциска. Он тоже любил горы и все его встречи с Господом происходили на довольно большой высоте.
«Делиться полученным в созерцании» — принцип ордена святого Доминика. Его последователи выступили против ересей, заполонивших Европу в XIII веке, и славились не только радостью сердца, но и большой ученостью.
За спиной Божьей Матери пурпурная завеса. В ней можно увидеть несколько смыслов. Во-первых, вспомним, что согласно одной из благочестивых традиций в момент прихода Ангела с Благой вестью, Мария ткала завесу для Храма. Ту самую, которая разорвалась в момент смерти Господа на Кресте. Вспомнив о Благовещении, обратимся к левой створке триптиха. Там на заднем плане встреча Марии и Елизаветы. Кажется, еще звенят в воздухе слова «Величит душа Моя Господа». Перед нами напоминание о том, что у Бога не бывает бессильным никакое слово, о том, что Он всегда верен Своим обещаниям. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим 2,13), — читаем мы у апостола Павла.
Во-вторых, растительный орнамент завесы напоминает нам о корне Иесеевом, о царском роде Давида, из которого ведет происхождения Иисус. Это — связующее звено с правой частью триптиха, где изображено избиение младенцев. Множество малышей отдали свои жизни из-за жажды власти, из-за боязни потерять трон, из-за тщеславия и гордыни Ирода, испугавшегося потомка Давида.
Пурпурный цвет завесы – не только символ царской власти, но и напоминание того, какой ценой мы куплены. Это – цвет жертвенной крови. Маленький Иисус на руках у Матери, препоясанный белоснежной простынкой, — жертвенный Агнец без порока, отдающий Себя за грехи мира.
В триптихе Гуго ван дер Гуса множество персонажей. Каждый наделен своими эмоциями. Про каждого может сложиться особая история, родственная нашей собственной биографии. Стоит прийти на выставку, чтобы воочию встретиться с этим произведением, заглянуть в глаза изображенным на нем людям и открыть им навстречу свое сердце. Это – приглашение к удивительному путешествию с Евангелием в руках, возможность для размышления и радости.
Кстати, выставка продлится до 27 января 2013 года.
Анна Гольдина