Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о Крещении Христа во Иордане. Принятие крещения было заповедано всем верующим. Праздник Крещения Господня — это день, когда мы должны вновь задуматься о смысле нашего крещения.
В Символе веры мы исповедуем, что наше крещение совершилось во оставление грехов, что оно омывает душу человека от всякой скверны, от всего, мешающего войти в Царство Небесное. Крещение освобождает нас от тяжелейшего последствия греха – разлучения с Богом.
Второе значение крещения – наше приобщение к Церкви. Крещенные, связанные воедино во Христе, становятся членами одного Тела. Эти узы упраздняют все земные различия: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 26-28).
Но главный смысл крещения — вхождение в смерть и воскресение Христа. Умирая для греха, мы воскресаем для новой жизни. Апостол Павел говорит в послании к Римлянам, что “все мы, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестились” (Рим 6, 3-4).
Понимаем ли мы до конца, как нам надо умирать во Христе?
У Льва Толстого есть повесть “Смерть Ивана Ильича”. Герой, проживший жизнь, на пороге смерти в глазах своих ближних видит ее в истинном свете. И жизнь его, оказывается, не была так прекрасна, как он думал раньше. На смертном одре Иван Ильич продолжает повторять, что жизнь его была хороша. Странным образом, именно это мешает ему умирать. Только когда он признает, что его жизнь не была такой, какой должна была быть, он принимает смерть легко, как освобождение. Умирающий человек уже не может произнести слово “прости”, но твердо знает, что “поймет тот, кому надо”. Иван Ильич принимает прощение Божие за то, что он неправильно провел свою жизнь, не так, как смог бы. Только тогда, когда он понимает до конца свою жизнь, он может принять и свою смерть. Смерть отныне не страшна ему. Иван Ильич знает теперь — “ее нет”. Этот пример может помочь нам понять, что значит умирать в крещении.
Крещение ведет в новое измерение, в новую жизнь. На самом деле этот путь всегда есть путь смирения. Христос, смиренно принимая крещение от Иоанна, являет славу Сына Божия. Смиряясь, мы осознаем, что неправильно жили, не отвечали на любовь Господа. Чем больше мы признаём свою слабость, тем мы человечнее. Чем более мы человечны, тем больше мы являем себя детьми, к которым обращены слова Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17).
Крещение как смерть. Мы все смертны, но крещением мы уже сейчас можем войти в другую жизнь — жизнь самого Христа. Чтобы войти в эту жизнь, надо согласиться с тем, что наша предыдущая жизнь была неполна, ущербна без Бога, согласиться не жить своими силами, но получить жизнь в дар.
Апостол Павел провозглашает: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5, 17). Крещенные во имя Отца, мы становимся детьми Божиими. Крещенные во имя Сына, мы, подобно апостолу Павлу можем сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Крещенные во имя Святого Духа, мы становимся храмом Духа Святого.
Мы обычно боимся смерти. Крещение дает нам реальный опыт воскресения. И, думая о нем, мы можем вспомнить Ивана Ильича и последние слова повести Толстого: “Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет.” Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР