Вот уже третье воскресенье мы празднуем явление Христа. Торжество Богоявления напоминало нам об откровении Господа волхвам – образу призванных к спасению язычников. Крещение Господне стало явлением обетованного Спасителя израильскому народу. А сегодня, вспоминая брак в Кане Галилейской, мы возвещаем явление славы Христа ученикам – начатку Церкви.
Рассказ об этом брачном пире очень богат смыслами и символами. Он многое может сказать об установлении христианского брака, или, еще, о посредничестве Богородицы, или, еще, о смысле Евхаристии, но, что еще важнее, случившееся в Кане открывает нам две тайны – тайну о божественной любви и тайну о любви человеческой.
Прежде всего, этот эпизод рассказывает нам об отношениях между Богом и человеком. В истории о свадьбе странным образом отсутствуют главные герои – жених и невеста. Невеста вообще не появляется. Жених упоминается один раз. Евангелие высвобождает для нас главный смысл происходящего, помогая понять, что истинный жених на брачном пиру – это сам Христос. А истинная невеста – это Церковь, явленная учениками; Церковь, в сердце которой находится Дева Мария; Церковь, представляющая все человечество.
Мы слышали сегодня в первом чтении слова, обращенные к избранному народу: «Как жених радуется невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой». Все пророки Ветхого Завета повторяют этот образ. Осия, Иеремия, Иезекииль, автор Песни песней возвещают, что Господь любит Свой народ, как жених невесту, как супруг супругу. Но сейчас, на празднике в Кане, речь уже не идет о видениях и пророчествах, это больше не образ реальности, но сама реальность. Слово Божие, предвечный Сын Отца, Иисус венчается с человеческим естеством, и, тем самым, венчается с жизнью каждого из нас. Христос венчается с человечеством и творит из него Церковь. Ибо Церковь есть человечество, любимое Богом, и преображенное Его любовью. Вот тайна любви Божией, явленная нам Христом в Кане Галилейской.
Евангелист Иоанн называет чудо в Кане первым чудом Иисуса. Можно задать себе вопрос, почему Господь решил совершить Свое первое чудо именно на свадьбе? Открывая Свою Божественную славу при заключении человеческого брака, Господь учит нас, что между тайной Божества, соединившегося во Христе с человеческой природой, и тайной человеческой любви есть сходство. Господь показывает нам не только Свою любовь, но и достоинство нашей истинной любви. Вот вторая тайна, поведанная нам в Кане Христом – тайна человеческой любви. Супружеская любовь – не просто тень любви божественной. Она являет любовь Самого Бога в сотворенном Им мире.
Для того, чтобы лучше понять наше призвание к такой любви, очень важен евангельский образ каменных сосудов-водоносов, стоявших в доме, где праздновалась свадьба. Сосуды для воды – мы сами. Вода, наполняющая сосуды, – это все, что мы накапливаем в душе, вся наша жизнь; все, что вложено в нас другими людьми. Это личность каждого из нас. И если человеку возможно любить, то потому, что он уже полон воды, наполнен тем, что может дать. Дарить можно только, когда имеешь. Вода, обращенная в вино две тысячи лет назад, становится образом любви и обмена дарами, который совершает в нас Бог сегодня. Когда мы полны и сердце наше открыто, Христос говорит: «теперь почерпните», и вода человеческих чувств превращается в вино благодати Божией. Если мы закроем сосуд своего сердца, сберегая воду, и не дадим другому черпать из него, чуда не произойдет. Вода не станет вином. Иногда нам кажется, что в нас больше нет вина, то есть нет любви, что нам больше нечего найти в любимом человеке. Это неправда, всегда остается источник радости любить и быть любимым. Нужно довериться и черпать. Господь сотворил, что чем больше мы черпаем, тем лучше вино.
Мы узнали из сегодняшнего Евангелия две тайны. Тайну о любви Бога, ставшего Женихом человечества, и тайну человеческой любви, подобной наполненному сосуду. Но между ними есть еще одно сходство, которому учит нас Христос. В Кане, когда Господь открывает супружескую природу любви Бога к человеку, он сразу говорит о Своем часе, то есть о кресте. Тайна любви Божией и человеческой есть тайна креста, тайна страданий и, иногда, темноты оставленности. Вода, превращенная в вино, это и вино, превращенное в кровь, пролитую за нас Спасителем. Кровь, ставшую таинством Божией любви к нам. По слову апостола Павла «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 22). Итак, пир Агнца, брачный пир Христа провозвещается нам сегодня брачным пиром Каны, и совершаемая Церковью Евхаристия прообразуется свадебным вином, чудесно обретенным из воды.
Попросим Христа, призывающего прямо сейчас, на этой святой службе, учеников Своих на Свой брачный пир, научить нас любви. Попросим Господа научить нас с верою открывать свои сердца любящим нас, чтобы вода нашей души, предстательством Пресвятой Богородицы стала для них вином Его благодати, неиссякаемой во веки. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР