Весть Христа, слышанная нами сегодня в Евангелии, действительно радостна. Сбывается обетование Божие: «Дух Господень послал Меня проповедовать пленным освобождение… Отпустить измученных на свободу». Всю проповедь Христа, все Евангелие можно обобщить одним словом – освобождение.
Современное общество очень много говорит о свободе, о том, что вера, якобы, свободу ограничивает. Это так, если понимать под свободой вседозволенность. Но такое понимание свободы делает человека рабом своих желаний и представлений.
Настоящее понимание свободы как раз дает Евангелие. Один французский философ сказал, что «Христос освобождает нашу свободу». Всей Своей земной жизнью Христос являет образ человеческой свободы.
Апостол Павел, величайший богослов свободы, возвещает: «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос… К свободе призваны вы, братия» (Гал 5, 1-3). Павел свидетельствует, что мы освобождены Христом от рабства трем тиранам: греху, смерти и закону. Но свобода христиан гораздо больше, чем открытие этих трех темниц человечества. В чем же она состоит? Наша свобода – это свобода богосыновства, свобода служения и свобода дерзновения.
Бог-Отец сотворил людей свободными, в отличие от всех других творений. Мы можем выбирать добро или зло. Мы можем даже отказаться от Бога. Мы делаем это каждый раз, когда отдаем себя в рабство мелким бесам повседневности: деньгам, социальной успешности, сравнению с другими. Свобода приходит, когда мы осознаем наше достоинство, то, что мы гораздо выше всех условных общественных границ. Свобода из нашего достоинства проистекает. Мы свободны, потому что мы – сыны Божии. Как учит апостол: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем «Авва, Отче» (Рим 8, 15). Усыновление Богу возвышает нас до равенства и объединяет. Вот что сделал с нами Христос – восстановил наше сыновство, вернул нам «свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21).
Но Христос сотворил гораздо больше, чем просто показал нам свободу. Он показал нам истинное ее выражение, то, как действует по-настоящему свободный человек. Господь, свободный от всех наших рабских привычек, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп, 2, 7). Он научил нас, что подлинная свобода ведет к служению, избранному добровольно и осознанно. Служение другим помогает и им стать свободными, а не делает их зависимыми от нас. Самый свободный жест в истории человечества — Господь стал рабом, чтобы люди стали свободными. И так как Он служил нам из любви, то и мы свободны, в конце концов, для того, чтобы любить. Когда мы освобождаемся от рабства всех наших фобий и предрассудков, мы освобождаем способность любить других, в нас живущую. Подобно апостолу Павлу, сказавшему о себе, что «будучи свободен от всех, я всем поработил себя».
Есть еще и третья составляющая христианской свободы. «Истина сделает Вас свободными» (Ин 8, 32), — учит нас Христос. Отвергнув рабство лжи, мы освобождаемся от вечного страха, мучающего всех лжецов, страха Адама и Евы, спрятавшихся от Бога в раю. Плод свободы – небывалое дерзновение, которое дает нам Дух Святой. «Где дух Господень, там свобода» (2 Кор, 3, 17). Еще ветхозаветные авторы описывают дерзновение как способность держаться прямо, говорить открыто. Оно происходит от доверия верному Богу, Его нерушимой любви. Оно выражается в свободе, с которой христианин говорит с Богом и о Боге. С Богом, потому что Христос Сам велел нам стучать, просить и искать. И о Боге, открыто и свободно свидетельствуя о Нем и, тем самым, прославляя Его.
Лев Толстой когда-то написал: «Человек, познавший учение Христа, испытывает то, что испытала бы птица, если бы она не знала того, что у нее есть крылья, и вдруг поняла бы, что она может летать, быть свободной и ничего не бояться». Попросим Господа милосердного, освободившего нас, не дать нам забыть о наших крыльях и научить летать, научить нас жить в свободе и быть ее достойными. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР