Дева Мария в Священном Писании
В Новом Завете каждое из Евангелий проливает свет на определенные грани тайны Марии. Евангелист Матфей представляет Марию как Мать Мессии. Его Евангелие обращено прежде всего к иудеям, поэтому Матфей заботится о том, чтобы показать, как в Иисусе Христе исполняются пророчества Ветхого Завета. Так, он приводит пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит, с нами Бог» (Мф 1, 23; Ис 7, 14).
Евангелист Лука уделяет особое внимание рассказу о детстве Иисуса, у него мы находим описания Благовещения, Сретения, обретения отрока Иисуса в иерусалимском храме. Лука представляет Марию прежде всего как Дщерь Сиона. Образ дочери Сиона можно найти у многих пророков (например, в 3-й главе Книги пророка Софонии). Этот образ является олицетворением малой части Израиля, оставшейся верной Богу. Лука особенно обращает наше внимание на веру Марии. В каком-то смысле Мария в Новом Завете занимает место, занимаемое Авраамом в Ветхом. Подобно тому, как Авраам является отцом всех верующих, Мария становится им Матерью.
Евангелист Иоанн не говорит о Марии – Матери Младенца Иисуса, мы не найдем у него описания детства Спасителя. Иоанн рассказывает о присутствии Девы Марии во время проповеди Христа и на Голгофе. У Иоанна Мария явлена как Мать всех живущих, как новая Ева. На брачном пире в Кане Галилейской Мария обращает внимание своего Сына на нужды людей: «Вина нет у них». Иисус отвечает Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин 2, 3-4). Здесь открывается нам новизна отношений между Сыном и Матерью: роль Марии заключается отныне в том, чтобы приводить людей к Сыну своему: «Что скажет Он вам, то сделайте», – говорит Она служителям. С Креста Иисус, указывая на ученика, «которого любил», говорит Марии: «Жено! се, сын Твой». Таким образом, у подножия Креста Дева Мария явлена нам как Мать всех верующих, ибо каждый из нас – ученик, которого любит Иисус. В книге Откровения святого Иоанна находим развитие библейского образа женщины: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12, 1). Отцы Церкви видели в этой жене Богородицу, в которой сбывается пророчество Книги Бытия (см. Быт 3, 15).
Наконец, надо вспомнить о присутствии Марии в горнице Пятидесятницы при сошествии Святого Духа на апостолов (Деян 1, 14). Итак, Дева Мария участвует не только в рождении Иисуса Христа, но и в рождении Церкви.
Учение Церкви о Деве Марии
Можно выделить пять основных положений учения Церкви о Деве Марии. Понимание роли Девы Марии как новой Евы стало первым прозрением Отцов Церкви. О Марии как о новой Еве писали уже во II веке (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский), еще до того, как стали говорить о Деве Марии как о Богородице. Сравнение Марии с Евой опирается на сравнение Христа с Адамом (Христос – новый Адам). Это сравнение основывается на нескольких аналогиях между Евой и Марией: о них обеих говорится в Писании «жена»; они обе занимают в истории спасения особое место, от которого зависит судьба всего человечества (своим непослушанием Ева приводит все человечество к смерти, тогда как Богородица своим послушанием открывает путь к жизни); они обе призваны к служению (Ева сотворена помощницей Адаму, Мария же сама называет себя «рабой Господней»); обе связаны самым существенным образом с жизнью и призваны к вселенскому материнству (имя «Ева» означает «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3, 20)). Аналогия между Евой и Марией помогает осознать вселенское материнство Богородицы.
Второй аспект учения Церкви: Дева Мария – Богородица. Это утверждение было сформулировано на III Вселенском соборе, который официально провозгласил Деву Марию Theotokos (Богородицей – родившей Бога). Но так Деву Марию называют уже в самой древней среди известных молитв, ей посвященных, – «Под Твою защиту». Некоторые богословы отрицали это именование, говоря, что Марию можно называть только Christotokos. Тем самым они отрицали факт воплощения предвечного Слова и делали различие между Словом (как вторым Лицом Пресвятой Троицы) и Христом. Таким образом, мы видим, что учение о Богородице носит христологический характер. Догмат о Богородице является ключевым моментом богословского утверждения о единстве ипостаси Господа Иисуса. Отрицание Богоматеринства Марии равносильно отрицанию Боговоплощения. Догмат о Богородице станет основой всех других рассуждений Церкви о Деве Марии.
Третье основополагающее положение учения Церкви о Богородице – утверждение приснодевства Марии. Именование «Дева» в западной Церкви наиболее употребляемое, оно часто заменяет само имя Марии. Девство Марии пребывает неизменным: до Рождества Христа, в Рождестве и по Рождестве, что обычно на иконах символически изображается тремя звездами на мафории (покрывале) Богородицы. Учение о девстве Марии до Рождества Христа ясно выражено в Евангелии. Мария спрашивает ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1, 34). Также евангелист Матфей ссылается на Исаию: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Мф 1, 23), чтобы свидетельствовать о девственном зачатии Мессии. Девство Марии, как и Ее Богоматеринство, имеет христологический характер: те, кто отрицал девство Марии, отрицали вместе с ним Божественную природу Христа. Девственное зачатие Спасителя подтверждает непостижимость тайны Боговоплощения. Подобно тому, как догмат о Богоматеринстве Марии является подтверждением истинности человеческой природы Христа, догмат о девственном зачатии Иисуса подтверждает истинность Божественной природы нашего Спасителя.
Четвертая составляющая учения Церкви о Богородице есть утверждение, что Дева Мария — Пресвятая. Исключительная святость Богородицы, Ее непорочность были очень рано возвещены Отцами Церкви. Св. Иустин, св. Ириней, св. Епифаний Кипрский уже во II веке восхваляли особую святость Богородицы. После Ефесского собора восточная и западная литургии чтили Ее следующими именованиями: Panhagia – Пресвятая, Achranta – Непорочная, Pananoma – Пречистая. Тем не менее существовали разные мнения о том, с какого момента Дева Мария была непорочной. Некоторые богословы утверждали, что Богородица была очищена от всех грехов в момент Своего рождения (св. Августин). Другие считали, что при Благовещении Мария, благодаря Своему послушанию, была освобождена не только от греха, но даже от возможности грешить. Наконец, возникло третье учение, согласно которому Мария непорочна с момента Своего зачатия (св. Иоанн Дунс Скот). Согласно этому учению Матерь Божия была не очищена, но охранена от первородного греха с момента своего зачатия в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого. Этот постулат согласуется с учением о вселенском характере искупительной жертвы Христа. В 1854 году был провозглашен догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии. Богословский смысл учения о Непорочном Зачатии состоит в том, что Богородица является вершиной святости всех созданий. Мария – эсхатологический образ Церкви, потому что Она Своей святостью предвосхищает то состояние, в котором будет пребывать Церковь в конце истории спасения.
Пятый аспект учения Церкви о Марии – Ее Успение или взятие на небо. Речь идет о том, что Богородица по окончании Своей земной жизни была взята телом и душой в небесную славу. Это учение опирается не на Священное Писание, но на Предание Церкви, особенно в том, что никогда на протяжении всей истории Церкви не было речи о мощах Девы Марии и что с VI века существует праздник Успения Пресвятой Богородицы. Догмат о взятии Девы Марии на небо был провозглашен Папой Пием XII в 1950 году. Учение об Успении, как и о Непорочном Зачатии, свидетельствует о восприятии Богородицы как эсхатологического образа Церкви. Взятие Девы Марии на небо – залог нашего воскресения в конце времен. Прославление наших тел предварено прославлением плоти Богородицы по окончании Ее земной жизни. Поэтому литургия воздает хвалу Марии, как «Жене, облеченной в солнце», украшенной «венцом из двенадцати звезд», о которой говорится в Апокалипсисе (Откр 12, 1).
Как мы уже подчеркивали, представляя отдельные аспекты учения о Деве Марии, богородичные догматы развивались одновременно с христологией – в первом тысячелетии и с экклезиологией (учением о Церкви) – во втором тысячелетии.
Богородица в молитве Церкви
Главное обоснование почитания Богородицы в христианском богослужении дано Ею самой в Ее гимне Magnificat: «Отныне будут называть Меня блаженной все роды» (Лк 1, 48). Это почитание Богородицы, хотя и совершенно исключительное, тем не менее существенно отличается от поклонения, которое воздается Богу, и в высшей степени способно послужить ему. Почитание Божией Матери находится в центре христианской молитвы. Самая древняя богородичная молитва – «Под Твою защиту». В литургическом цикле Богородица занимает важнейшее место после Христа. Четыре праздника в году отмечают основные догматические истины о Богородице: Непорочное Зачатие (8 декабря), Мария Богородица (1 января), Благовещение (25 марта) и Успение (15 августа), затем идут три празднования основных событий из жизни Богородицы: Рождество Богородицы (8 сентября), посещение Елизаветы (31 мая), Сретение (2 февраля). Дальше следуют различные праздники, связанные с местным почитанием чудесных явлений и образов Матери Божией. Наконец, суббота является днем, особо посвященным Пресвятой Деве Марии. Что касается внелитургического почитания Богородицы, важное место в нем занимает молитва Розария, являющаяся одновременно повторением богородичной молитвы «Радуйся, Мария» и размышлением над тайнами из жизни Христа и Девы Марии.
Пресвятая Богородица сама предстает образом Церкви молящейся: Она прославляет Бога в своем гимне Magnificat, размышляет над словами Писания, соединяется со своим Сыном в Его искупительной жертве, призывает вместе с апостолами Святого Духа на Пятидесятницу.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения
Лк 1, 39-45
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Ин 2, 1-11
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Ин 19, 25-27
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Молитва: Песнь Богородицы (Magnificat): Лк 1, 46-55
Величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный,
и свято имя Его;
и милость Его в роды родов
к боящимся Его.
Явил силу мышцы Своей;
рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов,
и вознес смиренных;
алчущих исполнил благ,
и богатящихся отпустил ни с чем.
Воспринял Израиля, отрока Своего,
воспомянув милость,
как говорил отцам нашим,
к Аврааму и семени его до века.
Библейские тексты для самостоятельного размышления
Лк 1, 26-38
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк 2, 41-52
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Вопрос для размышления: В чем Мария может быть мне примером?
Традиция Церкви о Матери Божией
Святой Бернард Клервосский. Во славу Девы Матери. Гомилия 1, 7
Однако, есть в Марии нечто, достойное еще большего удивления, – это плодовитость, сочетающаяся с девством. Ибо от века не слыхано, чтобы какая-либо женщина была вместе и матерью, и девой. А если ты помыслишь еще и о том, Чьей Она была Матерью, то куда приведет тебя твое изумление перед столь дивным Ее величием? Не к тому ли, что ты убедишься, что не можешь достаточно изумиться? Разве, по твоему суждению, или более того, по суждению Истины, не будет превознесена выше сонмов ангельских Та, Которая Самого Бога имела Сыном? Или разве не Бога и Господа Ангелов Мария дерзновенно называет Своим Сыном, говоря: Чадо! что Ты сделал с нами? Кто из Ангелов осмелится на это? Для них довольно, – и они почитают то за великое благо, – что, будучи сотворены как духи, они по благодати были призваны и стали Ангелами, о чем свидетельствует Давид: Он творит Ангелами Своими духов. Мария же, сознавая Себя Матерью, с уверенностью называет Своим Сыном То Величие, Которому с благоговением служат Ангелы. И Бог не отказывается называться тем, чем Он соблаговолил стать. Ибо чуть позже Евангелист добавляет: И был в повиновении у них. Кто, у кого? – Бог у людей. Да, Бог, Которому повинуются Ангелы, Которому подчиняются Начальства и Власти, был в повиновении у Марии; и не только у Марии, но и у Иосифа, ради Марии. Дивись же тому или другому, и избери, чему более следует дивиться: преблагостному ли снисхождению Сына, или высочайшему достоинству Матери. То и другое достойно изумления, то и другое чудесно: Бог стал послушен женщине – смирение беспримерное; женщина повелевает Богу – величие несравненное. Лишь только в хвалениях девственным поется, что они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Каких же хвалений достойна Та, Которая шествует впереди Него?!