Будущий архиепископ Ян (Иоанн) Феликс Цепляк родился в Домброве Гурничей 17 августа 1857 года. Его отец Яцек был железнодорожным служащим или, как утверждают другие источники, шахтером. Яна, еще в детстве лишившегося матери, воспитывала тетка. В юношеском возрасте он познакомился с о.Валентином Кауном, который взял на себя заботу о мальчике и устроил его в гимназию в Кельцах. По окончании четырех классов в 1873 году Ян поступил в Духовную Семинарию в Кельцах. Учась в ней, по свидетельству современников, он “отличался располагающим к себе благочестием и успехами в науках”.
В 1878 году Ян Цепляк был направлен для дальнейшего обучения в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1882 году, получив степень магистра богословия primi ordinis. За год до этого 12/24 июня Ян был рукоположен во священники. Архиепископ Фиалковский, по представлению ректора Академии Козловского, назначил Цепляка преподавателем этого учебного заведения. В этой должности о.Ян проработал более 25 лет, поочередно читая курсы нравственного и пасторского богословия, литургику, церковное пение, а затем и догматическое богословие. Некоторое время он исполнял обязанности библиотекаря и духовного отца Академии. По воскресным и праздничным дням он служил в часовне Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии при приюте сестер Францисканок Семьи Марии на 14 линии В.О., дом 27.
Когда престарелому уже Плоцкому епископу Аполинарию Внуковскому предложили занять Могилевскую архиепископскую кафедру, он пожелал, чтобы о.Ян Цепляк стал его викарным епископом. Папа Пий Х, получив о 55 — летнем священнике самые лучшие отзывы, возвел его 22 июня (по ст. стилю) 1908 года в сан титулярного епископа Эварийского и назначил викарным епископом Могилевской архиепархии. Епископская хиротония Яна Цепляка состоялась 7 декабря того же года в храме святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. К сожалению точных сведений о том, кто совершил его рукоположение во епископы нет.
Немного истории. Екатерина II своим указом от 17/28 января 1789 года учредила католическое архиепископство Могилевское, которое своими границами охватывало всю Российскую Империю. Четыре года спустя, 15 апреля 1783 Папа Пий VI буллой “Оnerose Рastoralis” дал право Апостольскому посланнику в Польше официально учредить новую епархию. Спустя несколько месяцев Папский нунций Архетти 21 декабря 1783 года учредил Могилевскую архиепархию. В нее вошла вся территория Империи, а архикафедральным собором новой территориальной единицы Католической Церкви стал храм Успения Пресвятой Девы Марии в Могилеве. Ее же первым архиепископом был назначен епископ Станислав Богуш-Сестренцевич, что подтвердило прежние решения российской императрицы. Новая архиепархия стала самой большой в мире. С 1849 года митрополиты Могилевские по желанию российских императоров перенесли свою резиденцию в Санкт-Петербург. Папа Пий IX 14 ноября 1873 года своим бреве “Еx parte inperiali” подтвердил перенос кафедры в российскую столицу, сохранив за архиепархией название “Могилевская”. Кафедральным собором стал, специально построенный, храм Успения Пресвятой Девы Марии в Петербурге.
Все же вернемся в XX век. После смерти архиепископа Внуковского летом 1909 года от имени Администратора архиепархии епископа Стефана Денисевича владыка Иоанн Цепляк провел уже давно планируемую визитацию сибирских приходов, объездив всю Сибирь вплоть до Сахалина. В то время в Сибири действовали: 31 приходская церковь, 14 часовен и 20 молитвенных домов. Разбросанные по всей Сибири католики уже давно не видели епископа. И встречи с католическим иерархом были для многих из них весьма значимым событием.
Через год владыка Иоанн проводит визитацию Минской епархии, не имевшей в то время своего епископа. Однако Российское правительство прервало эту визитацию, обвиняя еп. Иоанна Цепляка в том, что он ни разу не молился об императоре и его семье, “в проповедях косвенно выступал против православия” и намеривался посетить закрытый властями храм в Городищах. В итоге владыка остался без правительственного жалования, а тайная полиция установила за ним свое наблюдение. К тому же новому главе Могилевской архиепархии — митрополиту Викентию Ключинскому — запретили посылать епископа Иоанна Цепляка на визитации без согласия на то министра, курировавшего Католическую Церковь. Через некоторое время власти смилостивились, и в 1911 году Иоанн Цепляк по поручению митрополита провел визитацию приходов в Центральной России. Несмотря на осторожность он вновь навлек на себя гнев властей, и митрополит Ключинский решил на визитации его больше не посылать. Архиепископ дважды делал попытки назначить владыку Иоанна ректором Духовной Академии, однако правительство дважды отводило его кандидатуру. С января 1914 года епископ Иоанн Цепляк стал директором школы Сестренцевича при приходе св.Станислава, в том же году он от имени митрополита Могилевского принимал участие в Евхаристическом Конгрессе в Лурде. По возвращении с Конгресса, 6 августа, после ухода на покой митр. Ключинского, Капитулом Могилевской архиепархии он был избран на должность Администратора Могилевской архиепархии.
Время было тяжелым. Шла I Мировая война, огромные потоки беженцев заливали архиепархию, возникла угроза голода и эпидемий. Стали возникать, особенно в Петербурге, национальные распри, появились всевозможные национальные комитеты, и чем дольше продолжалась война, тем тяжелей становилась ситуация. Необходимы были усердие, такт и напряженный труд, что бы действительно быть “всем для всех”, никого не оттолкнуть и всем облегчить участь. Епископ Цепляк со всей своей энергией и присущим ему юношеским энтузиазмом окунулся в работу, и, что важно, он смог найти священников, которые смогли существенно помочь ему в его трудах.
После февральской революции, благодаря наступившей религиозной свободе, Папа Бенедикт XV назначил митрополитом Могилевским, уже десять лет находящегося в изгнании, виленского епископа Эдуарда фон Роппа, и 2 декабря епископ Иоанн Цепляк передал ему бразды правления архиепархией. Папа в награду за заслуги возвел владыку Иоанна в достоинство архиепископа, сделав его титулярным архиепископом Акридским.
Когда 29 апреля 1919 года архиепископ фон Ропп был арестован большевиками, управление Могилевской архиепархией, в качестве Апостольского Администратора, вновь принял в свои руки архиепископ Иоанн Цепляк. Его первым актом правления стало пастырское послание с призывом ко всей архиепархии молиться за митрополита. Одновременно он начал действия, направленные на возвращение митр. Эдуарда на свободу. После многих безрезультатных шагов владыка Иоанн в начале мая послал телеграмму с требованием освобождения Эдуарда фон Роппа в Совнарком, одновременно с этим в Москву отправилась делегация петербургских католиков. Результат этих начинаний, казалось, обнадеживал: исполняющий обязанности комиссара по национальным вопросам Пестковский уведомил архиепископа Цепляка в том, что заключение митрополиту будет заменено на домашний арест. Но обещание так и осталось лишь обещанием. 25 мая, после богослужения в соборе св.Екатерины, многочисленная процессия, неся впереди крест, отправилась к зданию “Черезвычайки” с требованием освобождения митрополита. Безрезультатно. Позже архиепископ лично посетил ЧК, пытаясь добиться освобождения митрополита и нескольких следом за ним арестованных священников. Но его действия результата не возымели и вызвали диаметрально противоположные действия, были арестованы еще несколько священников. Архиепископ делал все, что мог для их освобождения: протестовал, слал телеграммы, писал соответствующие петиции в центральные органы власти.
Правительством были закрыты Духовная Академия и семинария в Петрограде. Однако архиепископ не сдавался перед обстоятельствами. Он начал ставить одного священника на несколько приходов, создавал различные группы верующих, помогал, как мог, беженцам, заключенным, опираясь на различные религиозные организации собрал в архиепархии пожертвования для голодающих Поволжья. Он ежедневно собирал у себя петроградское духовенство, обсуждал со священниками текущие дела, а так же искал новые способы проповеди Евангелия. Сплоченные действия духовенства не всегда были в состоянии защитить Церковь и церковное имущество, но они, несомненно, повлияли на солидарность, единомыслие и стойкость верующих. При приходах были организованны тайные школы Закона Божия, так же была открыта тайная Духовная семинария, которую возглавил монсеньер Антоний Малецкий, впрочем, долго она не просуществовала.
В деле изъятия церковных ценностей архиепископ занял твердую позицию, продиктованную верой и каноническим правом, и решительно запретил священникам отдавать церковное имущество. Ответной мерой стали аресты духовенства. За несколько дней до Пасхи 1921 года был арестован и сам архиепископ. Однако в результате энергичного протеста петроградских католиков, которым также удалось привлечь на свою сторону около 800 матросов, “Черезвычайка”, после двухнедельного заключения, освободила архиепископа, предварительно потребовав от него подписку о том, что ни он, ни подвластное ему духовенство не будут заниматься политикой. Так же его хотели принудить одобрить все декреты большевистской власти и пообещать, что он всегда и везде будет руководствоваться ими, но владыка категорически отказался.
В марте 1923 года архиепископ и еще 14 петроградских священников, среди которых были монсеньер Константин Будкевич, монсеньер Антоний Малецкий и экзарх Леонид Федоров, были арестованы. Им было выдвинуто обвинение в контрреволюционной деятельности в интересах мировой буржуазии, которая была выражена в противодействии декретам о национализации церковного имущества, запрете верующим вступать в ряды коммунистической партии, организации комитетов для защиты церквей и церковного имущества от национализации, обучении религии несовершеннолетних, саботаже и связи с иностранными организациями. Пресса того времени писала: “Нити католической контрреволюции тянулись из Петрограда через Варшаву в Рим и обратно. Штаб в Петрограде возглавлял архиепископ Цепляк, а руководил им прелат Будкевич. В своих действиях штаб опирался на поддержку буржуазной Польши, агентом которой стала Католическая Церковь в Стране Советов”. Судебный процесс проходил в Москве. После нескольких дней разбирательства архиепископ Иоанн Цепляк и о.Константин Будкевич были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, остальные к тюремному заключению от трех до десяти лет. После вынесения приговора из разных стран и от представителей различных конфессий начали поступать протесты. В результате высшая мера наказания была заменена архиепископу на десять лет тюремного заключения, а Константин Будкевич, несмотря ни на что, был расстрелян в Пасхальную ночь 1923 года.
Коммунисты утверждали, что этот процесс не имеет ничего общего с борьбой с религией. В одном из изданий писали следующее: “Не религия, а лишь борьба с революцией, скрываемая под маской веры, привела архиепископа Цепляка и его 14 сотоварищей на скамью подсудимых. Потому что Советская власть никого за религиозные убеждения к суду не привлекает. Она в совершенстве понимает, что религиозные предубеждения, которые на протяжении веков укоренились в сознании масс, силой не победишь. Не в ее интересах делать из священников мучеников за веру”. И это важно, так как все последующие процессы против католического духовенства основывались именно на политических или экономических обвинениях.
Этот процесс был весьма своеобразной благодарностью за помощь, оказываемую Католической Церковью в борьбе с голодом на Поволжье. В это время там работала Папская миссия, раздававшая голодающим бесплатные продукты. После процесса многие полагали, что миссия свернет свою деятельность, однако она продолжила свою работу.
Год спустя архиепископ Цепляк был освобожден из заключения, вывезен на российско-латвийскую границу и изгнан из страны без денег и средств к существованию. В Вербное воскресение 1924 года он прибыл в Варшаву, откуда через месяц переехал в Рим в полное распоряжение Папы.
Во время своего пребывания в Апостольской Столице он неоднократно встречался с Пием XI. Тема их бесед была одна — религиозная ситуация в СССР и положение там католиков.
В начале 1925 года архиепископ по приглашению американского епископата выехал в Соединенные Штаты. Там он посетил около 400 церквей и произнес около 800 проповедей. 14 декабря 1925 года Папа назначил его первым в историми Виленским митрополитом. Цепляк мечтал о пастырской работе в Вильно, но годы гонений дали о себе знать, здоровье 69-летнего епископа было подорвано. Владыка слег. 11 февраля 1926 он уже не смог подняться с постели. Его перевезли в больницу Пресвятой Девы Марии в Джерси Сити. Там 17 февраля в 10 часов вечера архиепископ скончался. Тело Виленского митрополита было перевезено в крипту кафедрального собора города Вильно, до которого владыка при жизни так и не смог доехать.
В храме святого Станислава, над местом, где был погребен архиепископ, в 1929 был установлен бюст Иоанна Цепляка. После II мировой войны, собор был национализирован и превращен в склад, затем в картинную галерею и концертный зал. Лишь в 1989 году здание церкви было возвращено верующим. Бюст архиепископа Иоанна к тому времени исчез. В 1994 году на его месте был установлен бюст блаженного Юргиса Матуляйтиса.
В 1952 году начался беатификационный процесс архиепископа Иоанна Цепляка. Спустя несколько лет на епархиальном уровне он был завершен. Как писал еще в 80-х годах прошлгого века послулатор процесса беатифиакции о. Валериан Мейштович, “документы лежат у епископа Владислава Рубина в церкви святого Станислава в Риме”. Но, дальнейшего движения не призошло. Несколько лет назад в Сосновецкой епархии в Польше, где находится городок Домброва Гурнича, появилась инициативная группа по возобновлению процесса беатификации архиепископа Иоанна Цепляка.
Завершая рассказ о владыке Иоанне, хотелось бы привести слова священника Яна Василевского, который трудился вместе с ним на Невских берегах. “Главными чертами характера архиепископа Цепляка, наряду с бесспорным смирением, были врожденная мягкость и доброта. Этим он привлекал людей и неоднократно превращал врагов в друзей. В архиепископе не было ничего искусственного, наигранного. Каким он был у алтаря, таким он был и в компании: приятным, спокойным, учтивым. Он любил детей и молодежь и проводил время с ними. Он часто проповедовал, и его прекрасные простые слова бальзамом текли в сердца слушающих. Способный по натуре, он приобрел богатые богословские знания. Он был доброжелателен ко всем. Как епископ, он заботился обо всех и ко всем относился как к братьям: русским, полякам, латышам, литовцам, белорусам и немцам. Поэтому нет ничего удивительного, что его смерть не оставила никого равнодушным”.
Михаил Фатеев