Так как в судьбе Есфирь очень многое говорит и о судьбе народа избранного, да и о судьбе всего человечества в целом. Ее история очень современна.
Естественно в самом начале моего размышления хочу оговориться, что приношу свои извинения, если кого-то задену моими размышлениями, а избежать этого не удасться. Так как, когда в зале появляется красивая женщина, это никого не оставляет равнодушным. У кого-то это вызывает истинное восхищение, а у кого-то злую пылающую ненависть и зависть. Никто не остается равнодушным. так уж сложилось в жизни. И конечно же мои размышления, только мои, и с ними можно не согласиться. Ну а теперь об Есфири! Немного на современный лад!
Есфирь живет в многонациональном государстве. Правда, в государстве, где государь не исповедует веру в истинного Бога, и любит очень красивых женщин. Красивых и послушных. Послушных и не противоречащих царю. Именно поэтому царь отказался от своей жены Астинь. Она, видите ли, не захотела исполнить его приказ. Непокорных женщин с характером любят редко. Странная истина о мужчинах. Можно обижаться, услышав это заявление, но можно и согласиться. Нашлась, видишь ли, непокорная! Приказы царские принято исполнять, а не думать о них, или еще чего хуже отказываться исполнять.
Именно в таких обстоятельствах, царь и выбирает себе новую жену. Есфирь красива, знает, как ему понравиться, но она не говорит о своем происхождении. Ее корни, да и вера, не есть хорошо в религиозно-политическом контексте. Но ее видимо об этом не очень и спрашивают. Красоты и смирения достаточно. К тому же по наущению Мардохея, она еще и спасает царю жизнь. Что значит, не противоречит ему, а спасает его жизнь. Скромно, без медных труб, но спасает. Ведь царей, да еще и с припадками настроения не очень любят. Но пока все хорошо. Пока! Но появляется в этом государстве министр, Аман, и он хочет чтоб перед ним падали ниц. Вот она проблема — ибо ниц падают только перед Богом. Противится этому только Мардохей, и тогда Аман задумал погубить не только его, но и весь народ его. Вывод: оппозиция — это плохо, очень плохо; и ее нужно истребить на корню.
Ну а теперь самое интересное: Аман действует как истинный политик. Он решает издать закон, по которому, евреев надо истребить.
Вот оно самое интересное: царь может и тиран, по нашим понятиям, но он построил правовое государство, и в таком государстве законы принято исполнять. Видимо это трудно представить себе современным критикам библейского текста в России, Да-да, законы пишутся не для того чтобы их обойти, а чтобы их исполнять. И Аман создает такой вот закон массового истребления, и определяет дату его воплощения. Так что, не соглашусь с некоторыми интерпретаторами, говорящими о том, что это было лишь намерение. И указ был написан, и дата определена. Есть люди, которых надо истребить. Правы они или не правы, это не суть важно. Все в рамках закона. “Список с указа отдать в каждую область как закон, объявляемый для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню” (Есф 3.14)
Есфирь, кстати, не очень печется о своих соотечественниках. Она, так сказать хорошо пристроилась, и незачем вспоминать ей корни свои, а то еще чего и погибнешь. Ну зачем же говорить о важности жизни и истинной веры. Требуется лишь подчинение царю и раболепство перед министром. Ну, вот тут-то она и ошибается. О чем Мардохей ей и напоминает. Тогда Есфирь вверяет себя Богу, и в книге Есфири ее молитва одна из самых прекрасных, ну а затем (это вкратце) пользуясь своей верой в Бога, красотой и умом, представляет министра в его истинном свете. Ее муж в ее глазах является львом, или Ангелом, но не Богом. А именно Богом возомнил себя Аман. И именно это его и погубило. Кстати, она не говорила мужу, что он хочет изнасиловать его. Это именно так расценил царь ситуацию, когда увидел министра припавшего к ложу его жены. И не надо передергивать текст, и говорить того чего там нет. Министра наказали, то есть повесили.
Все вроде бы хорошо. Все, да не все. Закон то издан, и закон надо исполнять. Царские указы не отменяются. Они, знаете ли, исполняются! Видимо именно это и трудно понять человеку земли русской. Именно поэтому и дана была народу еврейскому возможность защититься и наказать тех, кто хотел его истребить. И это также подтверждено царским указом. Это называется ответственностью. Ведь в издании указа об истреблении был повинен не один Аман, а весь кабинет министров — по соучастию в нечеловеческом замысле. Именно этим и объясняется массовое наказание.
Есфирь, и книга о ней, напоминает нам об ответственности за нечеловеческие законы, которые мы можем принять, прикрываясь самими благими намерениями. Хотя очень часто за ними стоит лишь гордыня, и жестокосердие нечеловеческое. И Писание напоминает нам о том, что за это придется отвечать. Либо быть повешенным как Аман, по своему же закону, либо быть истребленными мечом. Хотя… Есфирь напоминает нам и о том, что можно довериться Богу, добру и справедливости и вести себя по царски, как Есфирь себя повела, защитив невинного и проявив человечность. Хотя для этого нужно вспомнить о своей человеческой природе, а не мнить себя Богом Вседержителем. Возможно, быть одному и рискнуть жизнью, но не стать соучастником великого преступления.
Именно об этом напоминает и праздник Пурим. Именно поэтому я радуюсь с народом избранным его избавлению. А Есфирь? Ее я просто люблю. Один в поле не воин, говорят на Руси. Ну, это как сказать!
о. Эдуард Шатов, АА