Сложно поверить, глядя на это массивное здание, находящееся среди оживленных торговых улиц Старого города, почти в его центре, что именно здесь происходили события описанные Евангелистами. Известно, что Голгофа, находилась вне городских стен, а рядом был сад. Но все же не будем спешить с выводами.
Современные стены старого города были возведены сравнительно недавно, в 1538 году при османском султане Сулеймане Великолепном. Они не соответствуют тем стенам, которые окружали Иерусалим во времена Христа. Один из самых ярких тому примеров — гора Сион. Она, как равно, и город Давида оказались за пределами городских стен. Существует даже легенда, что узнав об этом, Сулейман повелел казнить архитекторов. В подтверждение туристам показывают две могилы, расположенные рядом с Яффскими воротами.
Так или иначе, среди построек современного нам Старого города сложно найти археологические свидетельства, позволяющие в точности восстановить линию стен Иерусалима первых десятилетий I века. Дискуссии ведутся до сей поры. Существуют различные версии.
Достаточно подробно описывает стены Иерусалима начала нашей эры историк Иосиф Флавий. Согласно ему Иерусалим был окружен тремя стенами. “Третья стена” была построена при царе Агриппе в начале 40-х годов, поэтому она интересует нас в меньшей степени. Самой древней из них была “первая стена”, защищавшая город во времена Хасмонеев. Она была восстановлена и укреплена во времена правления Ирода. Город рос, и образовавшееся на его севере предместье было окружено “второй стеной”. Иосиф Флавий весьма кратко описывает ее ход: “Вторая стена начиналась у ворот Генната, принадлежавшим еще первой стене, окружала только северное предместье и поднималась до Антонии”. Место расположения крепости Антония нам известно, а то где находились упомянутые ворота точно сказать сложно. Археологические исследования не в силах разрешить проблему, т.к. стена проходила по территории нынешнего Еврейского квартала и плотность его застройки не позволяет проводить в нем основательные раскопки. Нет однозначного ответа на вопрос, когда она была возведена. Вероятнее всего в конце I в. до н.э. она уже существовала, хотя есть и те, кто относит ее возведение ко второй половине правления Ирода, когда он начал расширять территорию Иерусалимского Храма.
В любом случае, по мнению большинства современных исследователей, храм Гроба Господня, находился вне городских стен. Приведу лишь несколько имен еврейских археологов и историков, придерживающихся этой версии: М. Ави-Йона, Д. Бархат.
В какой-то степени подтверждает это и попытка локализации, упомянутых ворот Генната. Как пишет Д. Бахат в “Большом атласе по истории Иерусалима”: “Место их расположения до сих пор неизвестно, однако можно предположить, что они находились недалеко от места встречи “второй стены” и “первой стены”. Из описания могилы Иисуса Христа (Ин 19, 41) следует, что данный район изобиловал садами (”ган” на иврите). Отсюда, вероятно, и происходило название данных ворот”.
Вероятно, через эти ворота и был выведен на Голгофу Христос. Традиция богослужения Крестного Пути связывает третье падение именно с выходом за пределы города. Девятое стояние расположено на территории эфиопского монастыря, находящегося на крыше Храма Гроба Господня. Что бы в него попасть, необходимо свернув с улицы Виа Долороса, выйти на узкую торговую улочку Хан эль-Заит. Среди сувенирных лавок, сладостей, шаверм и прочей снеди важно не пропустить поворот направо, здесь у бывшей кондитерской “Залатимо” небольшая помойка с пищевыми отходами и лестница, ведущая наверх.
Поднявшись по ней, и пройдя по переулочку, мы попадаем на крышу базилики, где ныне расположены коптские и эфиопские церковные помещения. Здесь обычно и останавливаются паломники, совершающие богослужения Крестного Пути. Почему именно здесь вспоминают о третьем падении Христа? Разумеется, в этом в этом есть некая условность. Но только ли?
Самое время оглядеться. Рядом с нами Александровское подворье, находящееся в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. Что бы попасть туда, нам надо спуститься с упомянутой лестницы, пройти несколько шагов и свернуть на улицу Шук Даббага, ведущую прямо к храму Гроба Господня. Подворье включает в себя в себя археологический комплекс, храм Александра Невского и помещения Императорского Православного Палестинского Общества.
Этот участок был куплен у эфиопского духовенства в 1859 году, а затем прикупили находящуюся рядом хлебопекарню. Цена за землю была немалая. Стоимость одной квадратной сажени составила 86 руб. 53 коп, в то время как за сажень земли, приобретаемой под комплекс Русской православной Церкви вне стен Старого города, платили всего 2 руб. 25 коп. Впрочем, цена не смущала приобретателей. “На сем месте находятся развалины вековых сводов, относящихся, вероятно, к эпохе римского владычества в Палестине и содержащих, без сомнения, замечательные остатки древности”, — писал Борис Мансуров, чиновник по особым поручениям Морского министерства.
Место это стало называться “Русские Раскопки”. Археологические работы на этом месте возглавили глава Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) и городской архитектор Конрад Шик. Исследователи наткнулись на остатки массивной стены, камни которой с характерной обтеской времен царя Ирода свидетельствовали о том, что возраст ее более двух тысяч лет, а также порог, с четкими следами выбоин и петель от ворот, и плиты мостовой.
Первоначальный восторг утих, после тщательного изучения находок. “По отношению к остаткам несомненно древних еврейских стен обнаружились затруднения, препятствующие считать их остатками собственно городской стены … препятствия эти заключаются в том, что лицевые фасады стен … оказываются обращенными внутрь города, а не вовне… Затруднения устранялись, когда исследователи пришли к убеждению, что они имеют пред собой не просто остатки городской стены, а остатки какого-нибудь сооружения при городской стене, укрепления или башни”, — писал Журнал Совета Императорского Русского Археологического Общества в 1887 году.
С левой стороны от ворот в иродианской стене было обнаружено небольшое конусовидное отверстие. Согласно предположению исследователей, когда с наступлением ночи все городские ворота запирались, не успевшие возвратиться в Иерусалим могли попасть в город именно через это отверстие. Обороноспособности города этот лаз не мешал, т.к. защитить его изнутри было не так сложно. Отверстие тут же получило название “Игольное ушко”, в память о евангельской притче: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие” (Мф 19, 24).
Рядом с остатками строений времен Ирода археологи обнаружили один из пролетов большой арки, времен императора Адриана, предположительно ведущей в храм Юпитера, построенный на месте Голгофы и Гроба Господня.
К началу 1888 года над “Русскими Раскопками” было построено Александровское подворье с церковью, ризницей, музеем и помещением над арками, комнатами для паломников, кухней и цистерной для воды в подвале.
Впрочем, если принять во внимание версию, базирующуюся на свидетельстве Иосифа Флавия, что “вторая стена” уже существовала при Хасмонеях, то трактовка строений на “Русских Раскопках” будет неверной. Свидетельствуют об этом блоки иродианского времени. По мнению многих современных исследователей, эта стена возникла в период строительства Элии Капитолины. Известно, что римляне использовали строительный материал, взятый из разрушенных зданий Иерусалима, в том числе Иродианского храма. Возможно, что стена на Александровском подворье вначале окружала теменос Адрианова храма, а затем строители Константина воспользовались ее материалом для возведения стен храма Гроба Господня.
Так или иначе, как свидетельство того, что Голгофа находилась вне пределов городских стен можно принять каменоломню, обнаруженную под фундаментом храма Гроба Господня и в районе Муристана (рынка, расположенного в его непосредственной близости). Археолог К. Кеньон предположила, что “вторая” стена была построена по откосу на восточной стороне древней каменоломни, причем наличие этой каменоломни было учтено в целях обороны “второй” стены.
В подтверждение этой версии служат и могилы, расположенные в непосредственной близости от пещеры, к которой был погребен Христов. Они расположены в часовне, принадлежащей сирийцам-якобитам. Она имеет достаточно жалкий вид. После очередного пожара, охватившего святыню, она так и не была приведена в должное состояние. Недалеко от разваливающегося алтаря расположены захоронения, высеченные в природной скале в форме “кохим” (катакомб).
Христианская традиция связывает их с могилами Иосифа из Аримафеи и Никодима, известных нам по Евангелиям. Так или иначе, многие ученые считают, что эти захоронения относятся к I веку н.э. Интересно, что согласно Мишне (иудейскому кодексу предписаний религиозной жизни) еврейские захоронения должны находиться не менее, чем на расстоянии 50 локтей от городских стен. Расстояние от этих могил, до “Русских Раскопок” превышает это расстояние.
Одним из важных аргументов, в пользу аутентичности святынь в Храме Гробе Господня, служит то, что он был возведен на месте языческого храма, времен Элии Капитолины. Святой Иероним пишет: “Со времени Адриана до правления Константина — период около ста восьмидесяти лет — место, которое свидетельствовало Воскресение, было занято фигурой Юпитера; тогда как на скале, где стоял крест, была установлена язычником мраморная статуя Венеры, которая стала предметом поклонения. Новый гонитель в самом деле полагал, что осквернением наших святых мест, они смогут лишить нас нашей веры в страдание и воскресение”.
Действительно, когда Иерусалимский епископ Макарий в 325 г. получил разрешение на поиск Гроба Господня, то ориентиром для раскопок, которыми руководила царица Елена, послужили языческие святилища. В итоге были обнаружены пещера, в которой был похоронен Христос, и скала Голгофа.
На этом месте было решено возвести величественную базилику Воскресения Господня, достойную самого святого для христиан места. Посещавшие этот храм паломники описывают его как целый комплекс строений, вмещавший все святыни, отмеченные событиями смерти и воскресения Христа. Своими размерами базилика напоминала целый город, а красотой затмевала все иные храмы. Правда, простояла святыня сравнительно не долго. В 614 году, персы захватили Иерусалим и разрушили базилику Воскресения, как и все остальные иерусалимские церкви. Храм неоднократно перестраивался, страдал от землетрясений и пожаров. Сейчас его внешний вид — это своеобразное нагромождение строений разных веков, сквозь которые не сразу и различишь очертания садовой могилы и места, имеемого в Евангелиях Лобным.
Однако, если внимательно присмотреться то, черты местности, описанной евангелистами, до сих пор видны среди позднейших архитектурных нагромождений.
Часовня Распятия располагается на скале, на нее необходимо подняться по 28-ми ступеням. Около места, именуемого Голгофой, отчетливо видны ее фрагменты. Под ней же находится так называемая часовня Адама, в которой также отлично видна скальная порода. Видны фрагменты скалы и рядом с этой часовней.
“На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен” читаем мы в Екангелии Иоанна. Действительно, часовая Кувуклия (от греч. kubukleoyon) или Эдикулы( от лат. aedicula), на месте места погребения Христа, расположена в нескольких десятках метров от Гроба Господня. Еще при постройке первого храма Гроба Господня Часть скалы с пещерой была отделена от массива и архитектурно оформлена. Впоследствии она неоднократно перестраивалась, а при землетрясении в начале IX в. была значительно разрушена (но хоршо соъхранились ее западная часть и погребальная скамья). В 1009 г. фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить храм Воскресения Христова. Бенедиктинский хронист Радульф Глабер (XI в.) сообщает, что подручные аль-Хакима применяли железные молоты, но не смогли разломать гробницу. Хронист Адемар Шабанский (XI в.) приводит свидетельство епископа Рауля де Куэ, который вернувшегося из паломничества в 1010 году: “Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костер, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой”. Словом, Кувуклия была восстановлена, и впоследствии неоднократно обновлялась.
Кувуклия состоит из 2 частей: западной, где заключается Гроб Господень, и восточной, где расположен т.н. придел Ангела. Что, в сущности, повторяет схему захоронений знати тех времен. Гробницы состояли из двух гротов, соединенных между собой небольшим переходом. Первый грот предназначался для тех, кто приходил оплакивать покойного, а во втором, на специальных полках, помещалось тело умершего или умерших, все зависело от того, на сколько человек был рассчитан склеп. Вход в гроб закрывал большой круглый камень, похожий на мельничный жернов, помещенный в специально выдолбленную бороздку, что бы его можно было откатить в сторону. Есть и другая версия предназначения двух камер. Одна была местом погребения, а вторая исполняла функции склепа, для тела, когда оно лишалось мягких тканей. Кости либо складывались в ниши, либо в каменные коробки, т.н. оссуарии.
Археология в Иерусалиме часто весьма зависима от идеологических предпосылок. Сложность датировки и фрагментарность тех или иных находок оставляют нередко большое пространство для фантазии. Это касается и локализации Гроба Господня и Голгофы. Существуют различные предположения, нередко продиктованные именно мировоззренческими предпосылками. Историческая достоверность мест связанных со смертью и воскресением Христа подтверждает притязания одних, и опровергает предпосылки других. И наоборот. Сложно, подойти хладнокровно к событиям, перевернувшим ход мировой истории.
Многие охотно назовут не менее семи мест, где могла располагаться Голгофа. Но, все же, святыни Храма Гроба Господня имеют максимальную вероятность из всех них, быть свидетелями евангельских событий.
Михаил Фатеев