Сравнивать это строение с домашним стадионом футбольного клуба “Зенит”, как-то даже не удобно: “Петровский” вмещает всего-то 22 000 болельщиков. Устройство Колизея было продумано до мелочей — 80 пронумерованных арок-входов позволяли разделять толпу на небольшие группы, в итоге на один “пропускной пункт” приходилось не более 600 зрителей. Тысячи зрителей без давки и в считанные минуты могли заполнить величественный амфитеатр. Кто хоть раз пытался войти на “Петровский” искренне позавидует древним римлянам.
Украшенный некогда мрамором и колоннами, сейчас “Амфитеатр Флавиев” (Amphitheatrum Flavium) имеет более чем скромный вид. Но в этом тоже кроется своеобразное обаяние этого сооружения, возведенного в течение почти десяти лет (строительство велось с начала 70-х по 80 год I столетия) двумя римскими императорами Веспасианом и его сыном Титом из династии Флавиев.
Традиция связывает Колизей не только с гладиаторскими боями, но и с первыми христианскими мучениками, которые гибли на этой арене под гомон жаждущей зрелищ толпы. Впрочем, так было не всегда. Широкое почитание этого Амфитеатра Флавиев, как места расправ над христианами началось лишь с XVI -XVII века. В период Средневековья он стоял в запустении, а позже даже использовался как источник стройматериалов для римских дворцов. Некоторое время здесь располагался даже завод для добывания селитры.
Словом, Колизей не может похвастаться своей особой помпезностью. Тем неожиданнее встречать здесь те или иные фрагменты украшений. Над одной из восточных арок сохранилась фреска. Ее практически невозможно увидеть. Цвета потемнели, местами значительно утрачен живописный слой. На первый взгляд она напоминает кирпичную кладку. Но если внимательно присмотреться, то угадываются очертания какого-то плана. Так и есть — это изображение Иерусалима, сделанное неизвестным художником. О времени появления фрески тоже можно лишь догадываться.
Впрочем, давайте присмотримся к ней. Поверьте, нас ждет много интересного. На фреске изображена карта Иерусалима, в точности воспроизводящая рисунок из книги отца Христиана ван Адрихома (Christianus Crucius Adrichomius) “Terrae Sanctae et Biblicarum Historiarum”, которая была издана в Кельне в 1590 году. Первая часть этого труда, посвященная непосредственно Иерусалиму, вышла немногим ранее — в 1584 году.
Христиан ван Адрихом родился в городе Дельфт в 1533 году. Был рукоположен в сан священника в 1566 году и служил настоятелем церкви св. Барбары в родном городе. Однако, буря Реформации заставила его покинуть Дельфт. Первоначально о. Христиан осел в городе Меклин, затем в Маэстихте, и, в конце концов, перебрался в Кельн, где и скончался в 1585 году. Именно в память о своих мытарствах и тяжелой судьбе Адрихом добавил к своему имени Crucius, что можно перевести как “страдающий”.
Книга Terrae Sanctae, ставшая плодом путешествия автора в Эрец Израиэль, содержала подробные описания Святой Земли и хронологию Священной истории от Адама до Апостолов а так же множество карт и рисунков. Этот труд оказал огромное влияние на пассийное благочестие в Западной Европе, в том числе и на формирование богослужения Крестного Пути. Книга была на столько популярна, что выдержала множество переизданий в течении нескольких лет. Скажем, именно благодаря этой книге в 1604 году краковский воевода Миколай Зебжидовский решил построить 12 часовен Крестного Пути на горе Жар, недалеко от Кракова, сейчас это место — всемирно известный санктуарий Кальвария Зебжидовска.
На карте, воспроизведенной в Колизее, изображен Иерусалим времен Христа, каким его представлял Христиан ван Адрихом. Здесь виден и Храм, и стояния Крестного Пути и Голгофа с распятыми на ней Христом и двумя разбойниками. А рядом Гроб Господень, и восставший из него Иисус. Специалисты утверждают, что некое синхронное видение истории города на этом плане выходит за рамки событий Страстной недели. В нижней части плана Иерусалима видно изображение победы царя Давида над филистимлянами. Видимо, это не сколько план Святого города, сколько своеобразное описание его истории.
Когда появилась эта фреска сказать сложно. Во всяком случае, не ранее начала XV века. Вероятнее всего она связана с началом почитания Колизея как места расправ над первыми христианами. Вполне возможно, что это произошло около 1750 года, когда папа Бенедикт XIV, по предложению св. Леонардо да Порто Маурицио, основал здесь часовни-стояния Крестного Пути. С той поры ежегодно до 1870 года, когда прекратила свое существование Папская область, здесь проводились богослужения.
Наверное, не случайно то, что фреска расположена на восточной стороне Колизея. Выходя из “Амфитеатра Флавиев” взгляд падает на руины римского форума и, в частности, арку Тита, одного из строителей этой арены. Здесь мы сталкиваемся еще с одной историей, связывающей Иерусалим и Колизей.
Император Веспасиан, начавший строительство амфитеатра пришел к власти в тяжелые времена. Правление Нерона, последующая гражданская война и междоусобица повергли Римскую империю в финансовый кризис. Чтобы исправить положение Веспасиан шел на любые, даже самые неординарные методы для пополнения казны. Именно ему приписывают изречение “Деньги не пахнут” (Pecunia non olet), произнесенное в оправдание введения налога на общественные уборные Рима. Возникает вполне логичный вопрос, откуда были средства на строительство величественного Колизея, реконструкцию Капитолия и возведения Храма мира на форуме — одного из самых больших зданий древности?
Строительство Колизея началось в начале 70-х годов I века, сразу же по завершении военной операции в Иудеи, которую начал Веспасиан, а завершил его сын Тит. В ходе этой войны был взят и разрушен Иерусалим, в том числе и величественную святыню на горе Мориа. Вот как описывает его историк Иосиф Флавий: “Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел”.
На арке Тита, возведенной в 81 году, в честь победы в иудейской войне, изображены римляне несущие трофеи из поверженного Иерусалима, в том числе и огромный золотой храмовый семисвечник. Куда пошли эти сокровища? Где нашли применение тысячи евреев, угнанных в рабство?
В 1813 году итальянский археолог Карло Феа обнаружил на мраморную плиту, на которой в четыре строки была выбита латинская надпись о том, что при Теодосии и Плацидо Валентиниане были восстановлены арена и амфитеатр. Внимание археолога привлек тот факт, что плита состояла из 5 частей, две из их были гораздо старше самой надписи. Более того, на двух древних частях имелись отверстия, в которых некогда колышками крепились буквы.
Эти два камня были подробно исследованы в 1986 году. Судя по всему, древняя надпись располагалась в три ряда. Взялся ее прочитать в 1995 году венгерский ученый, профессор института Древней Истории при Гейдельбергском университете в Германии Геза Алфольди. Он уже успешно расшифровывал подобные надписи. Каждая буква имеет конфигурацию, а значит и свою систему расположения колышков, которыми крепится в мраморе.
После долгих исследовании профессор пришел к выводу, что надпись на древних камнях выглядела следующим образом:
I CAES VESPASI
AMPHITHEATRV
MANVBIS
Затем, между буквами “I” и “С” в первом ряду появилась “Т” и буквы “С” и “А” были сдвинуты немного вправо.
Таким образом, окончательный вариант надписи, по мнению профессора Алфольди, выглядел следующим образом:
I[MP] T CAES VESPASI[ANVS AVG]
AMPHITHEATRV[M NOVVM]
[EX] MANVBIS [FIERI IVSSIT]
Что переводится как “Императоры цезари Тит и Веспасиан Август построили новый амфитеатр из военных трофеев”.
По мнению венгерского археолога изменение надписи, связанное с добавление буквы “Т” и перемещением “СА”, связанно с тем, что завершен Колизей был уже после смерти Веспасиана, и Тит, не желая делать новую надпись, просто подкорректировал первоначальную. Вероятнее всего это была надпись над одной из входных арок в “Амфитеатр Флавиев”.
Профессор ортодоксального еврейского университета Ешива (Нью-Йорк) Луи Фельдман, специалист по эллинистической литературе, задался вопросом, о каких трофеях может идти речь? В своей статье в журнале “Biblical archeology review” он приходит к выводу, что это военная добыча полученная в ходе разграбления Иерусалимского храма. Заметив, что “одно и то же расположение дырок для клинышков может быть у разных букв и, что реконструкция надписи — это всего лишь гипотеза”, Фельдман добавляет: “Время возведения Колизея соотносится со временем добычи трофеев, в ходе Иудейской войны” . Действительно, другие военные кампании, которые вели римляне в это время, принесли не столь много добычи, по сравнению с палестинской.
Это заставляет по-новому взглянуть на разрушенные стены Колизея. Воздвигнутый на сокровища поверженного Иерусалима, он через кровь мучеников, вновь переносит нас в Святой город во время богослужений Крестного Пути, совершаемых здесь ежегодно в Великую Пятницу.
Традицию эту возобновил в 1964 году папа Павел VI. Первоначально для размышлений у каждого стояния использовались фрагменты Священного Писания, Отцов и Учителей Церкви. С 1984 года размышления для богослужения пишут наши современники из разных стран. Это и папа Иоанн Павел II, и кардинал Йозеф Рацингер (нынешний папа Бенедикт XVI), латинский патриарх Иерусалима Мишель Саббах, православный патриарх Константинопольский Варфоломей, католикос всех армян Гарегин I, протестантка Минке де Вриес, православный богослов Ольвье Клеман, писатель Андре Фроссар и журналист Алексей Букалов.
Михаил Фатеев