Дружба Божия и человеческая

Ин 11, 1-45

«И сказал: где вы положили его? говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился». Он не плакал в Своих страстях, Он не плакал, когда предатель поцеловал Его, Он не плакал, когда Петр отрекся от Него, Он не плакал на Кресте. Почему же Христос плакал о Лазаре? Потому что Лазарь – Его друг?! На самом деле, у Христа были, кажется, друзья гораздо более близкие, чем Лазарь. Во-первых, Иоанн Креститель – друг Жениха, друг начала Евангелия, умерший за Него. И еще – будущий евангелист Иоанн Богослов, ученик, которого более других любил Иисус, возлежавший на груди Его, друг до подножия Креста, друг завершения Евангелия, которого Господь оставил со Своей Матерью. Но ради этих двух друзей Спаситель не плакал. Быть может, оттого, что Лазарь назван другом Иисуса Христа в самой середине, в сердце Евангелия, он для нас – «друг Христов» по преимуществу. Друг, которого Господь любит не потому, что он пророк или ученик, но просто так, ради него самого.

Но, если присмотреться, то, честное слово, странная это дружба. Когда Христос узнает о болезни друга, Он, вместо того, чтобы пойти к нему, как сделал бы любой из нас, ждет два дня. И что Он говорит, когда Лазарь умирает? «Лазарь умер и радуюсь за вас, что Меня не было там». Вызывающие, вопиющие слова. Христос приходит в Вифанию последним и дважды Его упрекают, что Лазарь умер из-за Него. «Господи» – говорит Марфа, а затем и Мария – «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Христос – человек, который бросает своих друзей? На самом деле через эту странность отношения Он показывает нам, что такое Его дружба. Дружба с Господом – не поглощение, не форма зависимости. В своей щедрости эта дружба оставляет расстояние, позволяющее другому существовать, даже если нам кажется, что она оставляет его на смерть. Такая дружба у Бога с нами, это дружба не собственническая, это дружба смиренная, во всем ищущая другу блага, дружба бескорыстная, в конце концов – целомудренная. Это Его дружба совсем скоро, со среды до первого дня недели оставит и нас на три дня одних.

Дружба Иисуса с Лазарем не только не собственническая, она предполагает полное равенство. Тогда, возвращаясь в Иудею воскресить Лазаря, Иисус осознанно и вольно делает шаг к Своей собственной смерти, потому что именно из-за Лазаря фарисеи и первосвященники окончательно решают Его убить. Тому, Кто дал жизнь, люди решают принести смерть. В Вифании Христос не возвращает назад жизнь Лазаря, но отдает Свою жизнь за друга, и в доме Лазаря Мария помазывает Его миром, как при погребении. Такую взаимность и равенство в жизни и смерти предполагает тайна дружбы. Эту дружбу предлагает нам Сам Сын Божий, взявший наше человеческое, чтобы соединить со Своим божеством.

Не обладание, а равенство. Есть еще одна поразительная черта дружбы Иисуса и Лазаря. Эта дружба – свидетельство, она не замкнута в себе, она светит миру. И два других друга Иисуса – тоже Его свидетели, каждый особым образом. Иоанн Предтеча – голосом пророчества, Иоанн Богослов – словом Евангелия. Но Лазарь, который в Евангелии ничего не совершает, как свидетельствует он? Своим телом. Как говорит Христос: «эта болезнь к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Лазарь, который во гробе смердит, в доме своем приветствует Спасителя благовониями, возлитыми его сестрой Марией. Это миро – благоухание воскресения, свидетельство, которое не требует ни записи, ни слова, благоухание Христа. Мертвый безмолвный Лазарь свидетельствует о Христе восстанием из гроба по зову Друга своего.

Братья и сестры, тогда как дружба сегодня очень часто оборачивается поглощением, обладанием и замыканием в себе, дружба Иисуса и Лазаря показывает нам любовь, дающую свободу, открывающую равенство и побуждающую свидетельство. Христианская дружба – не разбавленная любовь, а, наоборот, сердце любви. Она – собственное имя любви Бога, называющего нас друзьями. Если Господь посылает нам на нашем пути друзей, мы должны относиться к ним подобно тому, как Господь наш относился к Своему другу Лазарю. Будем же бережно ухаживать за человеческой дружбой, которая являет нам лицо дружбы Божией в мире. Потому что как только человек становится другом другому человеку, он становится другом Богу. Давайте ценить друзей и отдавать им себя, потому что нет больше той любви, как отдать свою жизнь за своих друзей. Накануне нашего восхождения в Иерусалим постараемся обрести достаточно простоты и силы духа для того, чтобы согласиться все потерять и сказать, как Фома Близнец «пойдем и мы умрем с Ним». И тогда мы воскреснем. Не как Лазарь, который просто продлил свою жизнь, а как Христос, который ведет нас в бесконечную дружбу Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

о. Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий