Кажется, многие из Вас за три года уже поняли, что я очень люблю музыку, люблю петь. Среди множества прекрасных голосов я особенно люблю один, для меня – красивейший женский голос двадцатого века, голос Марии Каллас. Я долго размышлял о том, почему я считаю именно ее голос самым прекрасным. И однажды я понял, что он так прекрасен не потому, что безупречен. Наверное, есть другие голоса, приятнее для слуха, легче, светлее. А голос Марии Каллас как-то странно грубоват, надтреснут, как будто что-то в нем разбито или ранено. Я понял, что в хрупкости этого голоса находится источник его красоты.
Этот пример может показать нам, что такое красота. Наверное, среди ваших знакомых есть те, кто поначалу кажется очень некрасивым внешне. Но когда мы узнаем их лучше, открываем для себя их душу, их доброту, то они оказываются гораздо красивее, чем если бы их внешность была совершенна. Манера жить, говорить, улыбаться преображает лицо. И постепенно перестаешь видеть внешнее уродство. В конце концов, прозреваешь, что человек прекрасен, когда внутренний свет просвечивает сквозь несовершенную оболочку. Что он прекрасен даже и именно своим несовершенством.
Почему я об этом говорю сегодня, в Навечерие Пасхи? Потому что, как мне кажется, это многое может сказать нам о воскресении. Что такое воскресение и как мы воскреснем? Чтобы понять, что такое воскресение, и как воскреснем мы, давайте посмотрим на воскресшего Христа. Господь не являлся ученикам триумфатором в блистающих одеждах. Наоборот, свидетели встречали обыкновенного человека, они принимали Его за садовника, за странника. Они узнавали Его в простых вещах, как жест преломления хлеба. И, что важнее всего, воскресший Христос сохранил на Своем теле раны.
Это помогает нам понять, что такое наше воскресение. Мнений по этому поводу всегда было много. Некоторые думали, что мы воскреснем юными, другие – что мы воскреснем в совершенных летах. Мы обычно думаем, что воскреснем без наших немощей и недостатков. Что касается меня, то я хотел бы быть выше ростом, красивее лицом, вернуть себе на небесах утраченные волосы. Была еще теория, что если сфера – идеальная форма, ибо все ее точки находятся на равном расстоянии от ее центра, то и мы будем такие сферические, круглые. Хотя, может быть, отец Юрий хотел бы стать чуть стройнее, чтобы не отставать от ангелов. Мы мечтаем о воскресении, как о волшебной сказке, воображая себя Золушкой на балу. Никто не знает наверняка, но, мне кажется, мы все-таки должны воскреснуть со своими страданиями и переживаниями, со своей хрупкостью и недостатками, но все это будет преображено любовью Божией. Мне кажется, что в небесах мы не будем красивы совершенной земной красотой, но там станут красивы наши изъяны и несовершенства, в нашей красоте сохранится ее хрупкость. В этом и состоит воскресение.
Дорогие катехумены, не думайте, что крещение, делающее вас причастниками Христову Воскресению, превратит вас в сверхчеловеков, что оно поможет вам легко переносить любое горе и полностью преобразит вас. Уже завтра, быть может, вы будете очень похожи на то, чем вы были вчера, но посеянное в вас зерно воскресения будет день изо дня преображать вашу немощь и хрупкость, вашу нищету, вашу слабость. Любовь Божия будет их преображать.
Да, братья и сестры, голос Христа зовет нас к жизни гораздо более прекрасной, чем прекраснейший человеческий голос, одновременно такой хрупкий и такой могущественный. Любовь Христова изнутри преображает раны каждого из нас в красоту. Если вы остаетесь верными любви, все что вы есть, все угли вашей души и вашей немощной плоти, все будет преображено Воскресением Христа. Вот – слава Бога. Вот – слава человека. Вот – слава Божия, являющаяся в человеке. Христос Воскрес! И мы знаем это потому, что видели Его раны. Христос Воскрес! И ранами Его мы исцелились. Христос Воскрес из мертвых и дарует нам жизнь вечную – прекраснейшую музыку, в которой соединятся все наши голоса. Аминь!
о. Иакинф Дестивель ОР