Может показаться, что рассуждать о молитве – довольно самонадеянно. Только Бог знает, как нужно молиться. Впрочем, Отцы Церкви говорят, как правило, не о молитве, а о пути к молитве. Для них цель – не творить молитву, а стать молитвой. Чтобы это понять, попробуем определить, что такое молитва.
1. Слово «молитва» происходит от слова «молить», то есть просить. И многие считают, что молиться – значит, просто просить Бога о том, что нам нужно. Но такой взгляд на молитву очень узок. Во-первых, необходимо осознать, что не мы делаем первый шаг в молитве. Если мы всем сердцем обращаемся к Богу с мольбой, это значит, что нашей души уже коснулась благодать Божия. Молитва – это ответ человека Богу. Парадоксальным образом даже наши прошения – уже ответ.
2. Сам наш ответ также является даром Божиим. Молитва – дар Божий. Вот почему можно сказать, что основание молитвы – смирение. Смирение – состояние души, позволяющее принять бескорыстный дар. Нашей первой молитвой должна стать просьба о том, чтобы Господь научил нас молиться. Ученики просят Христа: «Господи! научи нас молиться» (Лк 11, 1). Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим 8, 26).
3. Наконец, можно сказать, что молитва – общение с Богом. Не только мы обращаемся к Богу, но и Бог обращается к нам. Молитва вводит нас в общение Пресвятой Троицы и позволяет Богу жить в нас. Многие богословы и мистики (св. Фома Аквинский, св. Тереза Авильская и др.) говорили о молитве как о дружеском общении. Когда мы находимся рядом с друзьями, мы не думаем о них, мы просто вместе. Это понимание молитвы как дружбы основано на тексте библейской книги Исход, где показано близкое общение Бога с Моисеем: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33, 11).
Ветхом Завете являет нам множество примеров молитвы. Первый вид молитвы – благодарение Богу за сотворенный мир. Так, например, Авель приносит в жертву Богу первенцев своего стада. Тварный мир – первое основание для молитвы. Совершая Евхаристию, мы благодарим Бога за Его творение, за плоды земли и рук человеческих.
Следующий пример – Иаков, боровшийся ночью с таинственным соперником. Предание Церкви рассматривает этот эпизод как образ духовной брани, неотделимой от молитвы. Молитва – всегда борьба. Легкость не всегда является ее хорошим знаком.
Еще один важнейший персонаж Ветхого Завета и пример молитвы – пророк Моисей. Он становится заступником за народ, посредником между Богом и людьми. После отступничества Израиля Моисей вступается за него. Но его молитва может считаться примером и созерцательной молитвы: ведь Бог говорил с ним «лицом к лицу».
Нужно вспомнить и Давида, который считается автором псалмов, ставших одним из главных элементов иудейской молитвы. В псалмах запечатлелись основные моменты истории Израиля. В них каждый человек и в наше время может найти состояние, созвучное своей собственной душе.
Сын Давида Соломон воздвиг Иерусалимский Храм, где совершалась литургия – еще один важный вид молитвы: жертвоприношения, богослужения, праздники, каждения, вечерние жертвы и пр. Однако пророки будут предупреждать об опасности обрядоверия и призывать к внутреннему обращению.
Новый Завет сохраняет все аспекты еврейской молитвы, но эта молитва находит свой смысл, свое начало и конец в Иисусе Христе. В Евангелии мы видим Господа молящимся перед всеми решающими моментами Его служения: перед избранием двенадцати, перед Преображением, перед Страстями. Его сыновняя молитва возносится втайне, в уединении, с полным приятием воли Отца. Но, кроме того, Христос учит молиться: Он рассказывает притчи о молитве: притчу о докучливом друге, призывающую к упорству в молитве (Лк 11, 5-10), притчу о неправедном судье (Лк 18, 2-8), притчу о мытаре и фарисее, призывающую к смирению сердца в молитве (Лк 18, 10-14). Спаситель учит своих учеников молитве «Отче наш» – образцу всякой христианской молитвы; говорит, что молиться нужно втайне, не быть многословными (Мф 6, 6-7). Иисус Христос учит молиться во имя Его: «И если чего попросите Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин 14, 13).
Деяния апостолов и послания апостола Павла свидетельствуют о роли Духа Святого в молитве. Именно Дух Святой становится нашим внутренним учителем и даже больше – Он сам молится в нас. Как утверждает апостол Павел, Дух Святой «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).
Существуют два основных источника молитвы.
Главный источник молитвы – Священное Писание. Средневековая традиция сравнивала молитвенное чтение Священного Писания с вкушением пищи. Как говорит Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4). Средневековые авторы различают четыре этапа в молитвенном чтении Писания и сопоставляют их с четырьмя этапами вкушения пищи. Первый этап – lectio (чтение) – подобен тому моменту, когда вкушающий кладет пищу в рот. Второй – meditatio (размышление) – сродни пережевыванию. Третий – oratio (собственно молитва) – момент, когда вкушающий ощущает полноту вкуса. Четвертый – contemplatio (созерцание) – отрада от пиршества. Цель молитвенного чтения – наполнившись им, стать живым словом Божиим.
Необходимо отдельно упомянуть о псалмах. Отцы Церкви говорят, что Бог, желая, чтобы Его прославляли как должно, прославил Себя псалмами. Псалмопение для нас – школа молитвы, поскольку они заключают в себе все ее типы: хвалу, мольбу, доверительное предание себя в руки Божии, размышление, вопль. Псалмы показывают, что любое состояние души может стать молитвой. Псалмами можно молиться двумя способами. Во-первых, можно читать псалмы как молитву самого Христа (psalmus vox Christi). Второй способ – обращаться словами псалма ко Христу (psalmus vox ad Christum).
Литургия – ответ Церкви на Слово Божие, второй источник нашей молитвы. Литургия – продолжение молитвы Христа в Его теле, то есть в Церкви. Литургия также является для нас школой молитвы. В ее центре находится пасхальная тайна Христовой смерти и воскресения.
Можно выделить три основных вида молитвы:
Первый вид молитвы – прославление. Хвала – это благодарение Богу за все, что Он совершает, и за то, Кто Он есть. Всякое событие может стать поводом для благодарения. Конечно, сам Бог – первый предмет нашей хвалы. Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» (Лк 1, 46-55) дает нам пример всякого благодарения. Высшая форма молитвы благодарения – Евхаристия, само слово «евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение».
Второй вид молитвы – просьба. Христос призывает нас обращаться к Отцу во всех наших нуждах: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк 11, 9). Первое, о чем мы просим, – прощение наших грехов. Подобно мытарю, мы говорим: «Господи, помилуй меня, грешного». Молитва «Отче наш» также состоит из семи разных прошений. Среди молитв-прошений нужно особо выделить заступническую молитву. Тот, кто молится за других, ищет не своего, но их блага. (Флп 2, 4). Заступничество христиан не знает границ: мы призваны молиться за всех людей, в том числе и за наших гонителей и врагов (1 Тим 2, 1).
На самом деле молиться – это не столько просить Бога о чем-то, сколько прислушиваться к тому, о чем в глубине нашего сердца просит нас Бог. Духовный писатель XIV века Майстер Экхарт писал: «Не мы молимся Богу, а Бог молится в нас». Что позволяет утверждать подобное? Молитва не имеет целью изменить волю Бога, знающего наши нужды. Цель молитвы – изменить состояние нашей души. Нам необходимо обращаться в молитве к Богу для того, чтобы мы были способны принять Его дары.
В связи с этим вспоминается известная египетская сказка о старьевщиках. Однажды в Каире старьевщики обнаружили в куче мусора волшебную лампу. Из лампы вылетел добрый джинн и спросил, что они хотят получить: богатство, славу или любовь. Старьевщики долго думали и, в конце концов, попросили… еще одну, но очень большую кучу мусора. Мы подобны этим старьевщикам с узкими сердцами. Мы не готовы принимать дары Господа. Святой Дух непрестанно молится в нашем сердце, чтобы мы согласились принять в себя Христа.
Наконец, третий вид молитвы – созерцание. В отличие от литургии – общего ответа Церкви, созерцательная молитва – молитва личная, уединенная. Она исполняет слова Христа из Евангелия от Матфея: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6, 6).
Говоря о молитве-прошении, мы упомянули, что молиться – значит, не столько просить чего-то у Бога, сколько выслушать просьбу самого Бога внутри нас. То же самое можно сказать и о созерцании. Созерцать Бога – это не столько смотреть на Него, сколько пребывать перед взором Божиим. Взгляд Божий позволяет нам познать самих себя. Святая Тереза Авильская определила молитву так: «Созерцать Того, Кто созерцает нас».
Существуют также молитвы, повторяющие молитвенные формулы: это Иисусова молитва, Розарий, литании, венчики. Цель этих молитв – не просто читать молитвы, но возносить свое сердце к Богу, исполняя завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5, 17).
Поскольку человек является неразрывным единством души и тела, наше тело также участвует в молитве, выражая состояние нашей души. Молиться можно стоя, встав на колени, сидя. Здесь можно вспомнить девять способов молитвы святого Доминика, перечисляющие все основные положения человеческого тела в движении и покое, как способы обращения к Богу. Пост – также приобщение тела к молитве.
Простые правила христианской молитвы призывают ежедневно своими словами и словами молитвы «Отче наш» утром просить у Бога благословения на предстоящий день, а вечером благодарить Его за полученные дары и просить прощения за совершенные ошибки.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения:
Исх 33, 7-11а
Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан.
Лк 18, 9-14
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Рим 8, 26-27
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Молитва: Пс 130(129)
Из глубины взываю к Тебе, Господи.
Господи! услышь голос мой.
Да будут уши Твои внимательны
к голосу молений моих.
Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,
– Господи! кто устоит?
Но у Тебя прощение,
да благоговеют пред Тобою.
Надеюсь на Господа, надеется душа моя;
на слово Его уповаю.
Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра,
более, нежели стражи – утра.
Да уповает Израиль на Господа,
ибо у Господа милость
и многое у Него избавление,
и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Библейский текст для самостоятельного размышления:
Лк 11, 1-13
Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Вопрос для размышления: В чем должно состоять отличие молитвы христианина от всякой иной молитвы?
Традиция Церкви о молитве
Из поучений святого Иоанна Марии Вианнея.
Помните, дети мои: сокровище христианина – на небе, не на земле. Потому, где сокровище ваше, – туда же должны устремляться и помышления ваши.
Благословенным долгом человека являются молитва и любовь. Молитесь и любите: вот что составляет счастие человека на земле.
Молитва – не что иное, как единение с Богом. Если кто имеет сердце чистое, пребывающее в единстве с Богом, тот вкушает счастие и сладость, исполняющие его, зрит свет, предивно его освещающий. В этом тесном единстве Бог и душа подобны сплавленным вместе кусочкам воска, коих никто уже не в силах разделить. Это единение Бога с немощным творением Его, есть нечто неразделимое, есть счастие неизреченное.
Мы не заслужили дара молитвы, но благой Бог сподобил нас беседовать с Ним. Молитва наша есть воскурение, всего более Ему угодное.
Дети мои, сердце ваше стеснено, но молитва расширяет его и творит способным любить Бога. Молитва есть предвкушение неба, как бы нисхождение к нам райского блаженства. Она неизменно исполняет нас сладости, она есть мед, изливающийся в душу, творящий все сладким. В мгновения, когда мы молимся искренно, страдания тают, как снег на солнце.
Молитва творит также то, что время проходит столь быстро, и столь приятно, что его течение даже не ощущается. Услышьте: когда я был настоятелем в Брессе, случилось так, что почти все соседние настоятели заболели. И тогда я пешком преодолевал большие расстояния, непрестанно молясь Богу, и уверяю вас, я вовсе не считал, что время проходит слишком медленно.
Есть такие люди, что, подобно рыбам в волнах, совершенно погружаются в молитву. Это происходит потому, что они всем сердцем преданы Богу, в их сердце нет раздвоенности. О, сколь люблю я сии благородные души! Святой Франциск Ассизский и святая Николетта лицезрели Господа нашего и беседовали с Ним, подобно тому, как мы беседуем друг с другом.
Мы же, – сколь часто приходим в церковь, не ведая, как вести себя и о чем просить? Если идем к кому-нибудь, – хорошо знаем, ради чего идем. Более того, есть и те, кто, как кажется, говорят Господу: «Скажу несколько слов, чтобы потом Ты оставил меня в покое». Я часто думаю, что, когда мы приходим поклониться Господу, – обретаем все желаемое, – стоит лишь просить, имея веру живую и сердце чистое.