Мы побеседовали с ним о современном положении российских греко-католиков.
— Владыка, как обстоят дела с греко-католическими общинами в России, особенно в ее европейской части?
— Европейская часть, как бы это не звучало парадоксально, меньше исследована, чем Сибирь. Может быть, потому что в Сибирь ссылали людей большими группами во времена Сталина. Там с 1958 года в Прокопьевске служил священник Василий Рутка, монах-редемторист восточного обряда, из Украины. Он хорошо знал немецкий язык и служил в Прокопьевске для немцев римо-католиков и украинцев греко-католиков. Люди знали, что там есть священник, поэтому и с соседних регионов приезжали, чтобы окрестить своих детей, чтобы повенчаться. Поэтому там, в Кузбассе, греко-католики имеют глубокие корни.
Вторая большая группа греко-католиков в Западной Сибири, они проживают на севере Тюменской области. Туда в начале 70-х годов приехало много людей с Западной Украины, когда на севере Тюменской области начались нефтяные разработки. Сегодня там проживают несколько десятков тысяч выходцев из Западной Украины, т.е. греко-католиков.
Поэтому когда я в 1991 году прибыл в Новосибирск как епископ, там уже были общины. В первую очередь, конечно, вокруг Прокопьевска. Вскоре сформировалась община в Омске, потом на севере Тюменской области. Этот процесс шел естественно, мы его даже не форсировали. А вот в европейской части… Я сам стал интересоваться этим, только когда был назначен папой Иоанном Павлом II, ныне уже блаженным, ординарием для католиков византийского обряда. Я тогда приехал в Москву, там я встречался с маленькими общинами, с маленькими группами греко-католков. Потом я побывал и здесь, в Санкт-Петербурге. У нас каждый год проходят встречи греко-католических священников и священники из европейской части России всегда участвуют в них. Так я узнал о ситуации здесь.
И что мы сделали? Мы просто оформили эти группы. Эти группы собирались сами по себе. Без священника. Все это протекало стихийно, без нужного порядка. Начиная с 2005 года в эту жизнь греко-католиков европейской части России был внесен некий порядок. Сейчас есть общины, которые имеют статус приходов. Мы пробуем эти маленькие общины развивать и укреплять.
— Какие первоочередные задачи стоят перед греко-католическими общинами?
— Передо мной и перед священниками, которые являются ответственными за эти общины, стоит задача, и это в первую очередь, собрать паству. На севере Тюменской области проживают десятки тысяч греко-католиков, а наши общины не велики. Если на Пасху приходит триста человек, то это уже считается большая община! В других местах греко-католические группы еще меньше. В европейской части нигде нет общины в 300 человек. Необходимо собрать людей, которые ощущают себя греко-католиками, которые хотели бы практиковать свою веру в восточном обряде. Надо пробовать собирать их хотя бы в маленькие общины и насколько это возможно регулярно их окормлять. И это – первоочередная задача.
— Владыка, Вы посетили петербургскую греко-католическую общину святых Кирилла и Мефодия. Это уже не первая ваша встреча с местными католиками восточного обряда. Вы видите ее в динамке. Что можете сказать о ней?
— Я уже несколько лет, не по моей вине, не совершал литургию с греко-католиками в Петербурге, поэтому динамику не могу ощутить. Но сегодня, в будний день, я увидел сознательную общину. Это не были любопытствующие или зрители, а люди, которые участвовали в молитве. Я хочу им пожелать, чтобы развитие продолжалось. Знаменитый богослов XX- го века Карл Ранер сказал, что христиане в будущем или будут мистиками, или их совсем не будет. И я хочу пожелать им глубины духовной жизни.
— Скоро наступит Светлое Христово Воскресение по юлианскому календарю, что бы Вы хотели пожелать российским греко-католикам?
— Я перед Пасхой по юлианскому календарю и на Пасху буду в Тюменской области. Там, в Сургуте, как раз 1 мая будет освящение храма. Я остаюсь там также и на Пасху.
Светлое Христово Воскресение – это главный праздник, но с ним мы сталкиваемся постоянно. Каждая литургия – это Пасха. Я хочу пожелать, чтобы Пасха проявилась как можно реальнее в жизни каждого верующего, чтобы каждый снова и снова воскресал вместе с Воскресшим Иисусом Христом. Воскресал из своих слабостей, ошибок, грехов к более совершенной жизни, к святости.
Беседовал Михаил Фатеев.