Для петербургских воскресных школ это уже традиция – собираться 1 мая на общую встречу. В этом году такая встреча состоялась в приходе святой Екатерины Александрийской.
Лично мне было немного обидно и странно, что пришло мало людей. Приехали гости из Пушкина и даже из Новгорода, пришли прихожане других петербургских приходов, но, по сравнению с подобной встречей в прошлом году, прошедшей в Пушкине, участников было гораздо меньше, хотя до храма святой Екатерины добраться, казалось бы, легче. Но, конечно, у каждого отсутствующего была на то какая-то причина. Зато собравшиеся, не испугавшиеся холодного ветра и прорвавшиеся сквозь лотки с флажками и шариками (первомай, как-никак), радовались весеннему солнцу, выходному и – встрече.
Началось все со святой Мессы – а как же иначе. Была и проповедь и хорошая проповедь, но я вам о ней ничего не расскажу, так как в это время сражалась с фотоаппаратом, который отчаянно сопротивлялся, отказываясь работать в таких условиях, когда все нормальные люди отдыхают. Или все же немного скажу? Так как отец Хосе Мария Вегас как раз и затронул эту тему: почему в воскресенье, в выходной день, мы идем в воскресную школу, идем учиться, когда все нормальные люди… Ну, вы поняли. Но я схитрю, и не подскажу вам ответ на этот вопрос. Подумайте сами.
После Мессы участники разделились на группы и отправились размышлять над книгой пророка Ионы – такова была тема встречи. Группу для родителей вел отец Здислав, так что я отправилась следом за ним и, усевшись на стул, приготовилась слушать. Увы: работа в группе не подразумевает пассивного присутствия. Это размышление и деление, то есть, действительно работа. А между тем, все нормальные люди… и далее по тексту.
Прочитав третью и четвертую главу из книги пророка Ионы, участники глубоко задумались о том, что хочет сказать Бог каждому из них в этом тексте. И, так как группа состояла из родителей, а значит, наиболее болезненные и животрепещущие проблемы для нас связаны с воспитанием детей, то и основной темой размышлений стала божественная педагогика: тот путь, которым Бог ведет человека, воспитывая его, «растя» его, уча его. Надо сказать, Ионе досталось на орехи. Его называли и гордецом, и слабаком (про непослушного я уж не говорю – и так понятно), евреем, в конце концов, но лишь для того, чтобы в конце взглянуть на самих себя и увидеть, что все это (кроме еврейства, пожалуй) относится и к нам. Что и мы, встав на путь послушания Богу, остаемся слабыми, гордыми, непослушными… Разве что не всегда в нас есть та честность, которая позволяла Ионе выражать Богу свое недовольство и раздражение. Мы-то воспитанные люди знаем, что такое этикет, и частенько, видя в Боге скорее начальника, чем понимающего и любящего Создателя, тщательнее заботимся о соблюдении правил приличия, чем об открытости и честности перед Ним и перед собой, боясь быть «невежливыми», да и просто не такими хорошими, какими хочется показаться.
Отец Здислав поделился с нами наблюдением одного из своих собратьев, которое для него тесно связано с этим текстом: люди часто стараются быть взрослыми перед Богом, при этом будучи детьми в отношениях с миром, тогда как правильнее было бы стоять перед Богом как ребенок, а отношения с миром строить как взрослый человек.
После обеда, подтверждая наличие в себе детскости, участники приступили к самой любимой части встречи – играм и танцам. Хотя, возможно, они просто пытались согреться, потому что, невзирая на яркое солнце, на улице было весьма холодно.
Когда все согрелись (а бельгийский танец, тоже ставший уже традицией, кого угодно заставит вспотеть), все снова переместились в храм. Было интересно увидеть результаты работы в группах. Тем более, что, хотя тема и текст были у всех общие, каждая группа получила свое особое задание. Поэтому мы увидели фильм от младшей группы (ну, или комикс кому как больше нравится, но дети очень старались, рисуя иллюстрации к книге пророка Ионы; особенно мне запомнился тонущий Иона – воды было так много, что она едва помещалась на листе), визитку Ионы, нам прочитали проповедь и даже статью. Родителям было предложено представить тему в виде живой скульптуры, но, за неимением ярко выраженных актерских способностей, мы дружно спихнули все на отца Здислава, а он решил обойтись кратким резюме нашей беседы. Теоретически после просмотра итогов работы детей и молодежи мне должно было бы быть стыдно за такое уклонение от работы , но стыдно не было. Я была рада видеть, что дети и катехизаторы работали, что им не было скучно, что они вынесли что-то из этого дня. А мы как сказал отец Здислав, тоже вынесли. И, если спустя какое-то время вы заметите благие плоды в нашей жизни, знайте, что это плоды именно этого дня, именно этого чтения и размышления над книгой пророка Ионы.
В заключение же все зажгли свечи и пошли небольшим крестным ходом из храма во двор, к статуе Матери Божией. Немногие смогли сохранить свечи горящими – холодный ветер, весь день пытавшийся нам помешать, взялся за работу и задувал, задувал, задувал… Но разве это имеет значение? Главное – ветер не помешал нам прийти на встречу, как не помешал закончить ее литанией Пресвятой Деве Марии во дворе, перед статуей Матери Божией. Пусть дует ветер. Пророку Ионе, когда он на корабле пытался бежать от воли Божией, было страшно. И ветер дул сильно, куда сильнее, чем сегодня. Пусть этот ветер напоминает нам об Ионе, и о том, что от Бога – и от себя – не убежишь.
Текст и фотографии Надежды Бакиной