Нравственное учение Церкви касается не только личности христианина, его отношений с Богом и ближними, но и всего человеческого общества в целом. Уже в Ветхом Завете Бог уделял внимание общественной жизни Своего народа. Он повелевает в юбилейный год освобождать рабов, прощать долги, всякое имение – как купленное, так и заложенное – возвращать прежнему владельцу. Интересно отметить, что в тексте книги пророка Исаии (Ис 58,6b 11) все Божии установления для улучшения положения бедных выражаются как освобождение: «Угнетенных отпусти на свободу» (Ис 58,6). Это не удивительно, потому что основополагающим событием общественной жизни народа Божьего было освобождение из египетского рабства. Бедность ведет прежде всего к порабощению, и цель «социального учения» Бога направлена на освобождение человека.
В Новом Завете также можно найти заповеди, касающиеся не только поведения отдельного человека, но и устроения общества. В Евангелии, например, Христос учит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22,21); говорит об уплате налога (Мф 17,24-27), объясняет, «позволительно ли человеку разводиться» (Мф 19,3-9). Важные принципы и критерии общественной жизни сформулировал апостол Павел. В его посланиях можно найти наставления об отношении к властям, к бедным Церквам. Эти страницы Нового Завета вдохновляли Церковь, на протяжении всей ее истории, предлагать людям различные решения в общественной жизни, касающиеся, например, отношений Церкви и государства, социальной справедливости, войн и т. д. Но эти принципы не были систематизированы и изложены как единое учение.
Социальное учение как таковое начало разрабатываться в Церкви лишь с конца XIX века как ответ на насущные политические, экономические, социальные и культурные проблемы. Эти проблемы и вопросы были порождены промышленной революцией, которая принесла с собой новые условия жизни: изменение способа производства, возникновение новых классов, противостояние труда и капитала – res novae, откуда и название папской энциклики Rerum novarum, вышедшей в 1891.
В XX веке социальное учение постепенно развивалось, вдохновляясь Священным Писанием, Отцами и учителями Церкви: в 1931 году папа Пий XI опубликовал энциклику Quadragesimo anno, а в 2004 году был издан компендиум социального учения Католической Церкви.
Социальное учение Церкви – не политическая или экономическая программа и не идеологическая система. Это евангельские принципы, призванные служить тому, чтобы устроение социально-экономической жизни было во благо человеку. Применение этого учения в жизни – дело не священнослужителей, а мирян.
Социальное учение Церкви опирается на четыре основных принципа:
1. Принцип достоинства человеческой личности
Христианская традиция признает несомненно, что призвание человека по своей природе носит общественный характер. Для своего развития, для проявления своих талантов личность нуждается в социальной жизни: семье, родине, определенной среде. Тем не менее, организация общества и социальный прогресс должны быть подчинены благу человека, а не наоборот: «Началом, предметом и целью всех общественных установлений является и должна быть человеческая личность» (Пастырская Конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et spes) 25).
2. Принцип общего блага
Общее благо – не сумма частных интересов и не абстрактный коллективный интерес. Оно превосходит то и другое и должно обеспечивать три главных элемента: уважение к правам человека, развитие материальных и духовных благ в обществе, мир и безопасность. Церковь считает, что защита общего блага в определенном обществе – дело государства. Она признает законность разных политических режимов, если только они способствуют общему благу.
Этот принцип вытекает из другого важного принципа: всеобщего предназначения благ. Блага сотворенного мира предназначены для всего человечества. Этот принцип требует уважения к тварному миру, который Бог доверил нам. Однако речь идет не только о природных богатствах, но и о благах, которые приносят знания и развитие техники. Всякое благо исходит от Бога и должно к Нему вернуться. Поэтому никто не может присвоить его себе или изъять исключительно для своего пользования.
Однако этот принцип не исключает частной собственности, которая обеспечивает каждому человеку определенное пространство личной и семейной свободы и защищенности. Но никогда право на частную собственность не признавалось в христианстве как нечто абсолютное. Собственник чего-либо не должен считать свою собственность только источником личной выгоды и обогащения; она должна приносить плоды и для общего блага.
3. Принцип субсидиарности
Принцип субсидиарности предполагает, что всё, что может быть сделано на более низком (государственном, социальном, церковном) уровне, не должно делаться на более высоком. Этот принцип позволяет каждому человеку, семье или группе людей внести свой особый вклад в жизнь общества и проявить свои познания и дарования. Этот принцип строится на богословском основании: Бог не пожелал Сам осуществлять всякую власть, но наделил каждое создание особыми функциями, уважая его свободу. Этот принцип противоположен коллективизму и этатизму (от французского état – государство: подчинение интересов личностей и групп интересам государства).
4. Принцип солидарности
Принцип солидарности опирается на евангельское учение, выраженное в Евангелии от Матфея: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5,42); «Даром получили – даром давайте» (Мф 10,8). Отцы Церкви неустанно напоминали о важности этого принципа. Иоанн Златоуст говорил: «Не уделять бедным блага, которые имеешь, – значит обкрадывать их».
Солидарность проявляется в том, что называется выбором в пользу бедных (или предпочтении бедных). Этот принцип отвечает учению Христа: каждый будет судим в зависимости от того, насколько он был солидарен с людьми (см. Мф 25,31-46).
Этот принцип применим ко всем группам общества, а также на международном уровне. Он касается распределения материальных благ и оплаты труда, как и разделения духовных благ.
Следует также отметить, что в 2000 году было опубликовано социальное учение Русской Православной Церкви – первый православный документ на эту тему. Большая часть принципов, сформулированных этим документом, очень похожа на принципы социального учения Католической Церкви, что позволяет надеяться на будущее сотрудничество в этой сфере.
Иакинф Дестивель ОР
Библейские тексты для обсуждения
Ис 58,6b-11
Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень.
Мф 25,31-46
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Молитва: Псалом 108(107)
Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое];
буду петь и воспевать во славе моей.
Воспрянь, псалтирь и гусли!
Я встану рано.
Буду славить Тебя, Господи, между народами;
буду воспевать Тебя среди племен,
ибо превыше небес милость Твоя
и до облаков истина Твоя.
Будь превознесен выше небес, Боже;
над всею землею да будет слава Твоя,
Библейский текст для самостоятельного размышления:
Кол 3, 12-17
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
Вопросы для размышления: В чем состоит мое человеческое достоинство как христианина? Как это понимание меняет мои отношения с другими людьми?
Традиция Церкви о социальном устройстве
Папа Римский Бенедикт XVI. Энциклика Caritas in Veritate, 2.
Любовь – главное русло социального учения Церкви. Всякая обязанность и всякая задача, очерченные этим учением, почерпнуты из любви, в которой, по слову Иисуса, заключен весь закон (ср. Мф 22,36-40). Любовь насыщает подлинным содержанием личное общение с Богом и ближним; она – начало не только микро-отношений: дружеских, семейных, в малой группе, но и макро-отношений: социальных, экономических, политических. Для Церкви, наставляемой Евангелием, любовь – это все, потому что, как учит св. Иоанн (ср. 1 Ин 4,8.16) и как я напомнил в первой своей энциклике, «Бог есть любовь» (Deus caritas est): из любви Божьей все происходит, через нее все обретает форму, к ней все устремлено. Любовь – величайший дар Бога людям, Его обетование и наша надежда. Я отдаю себе отчет в том, каким искажениям подверглась и подвергается любовь, насколько выхолощен ее смысл; поэтому есть опасность, что она будет неверно понята, оторвана от этического опыта и, так или иначе, недооценена. В социальной, юридической, культурной, политической, экономической сферах, то есть в контекстах, наиболее подверженных этому риску, ее с легкостью объявляют неспособной истолковывать моральные обязанности и руководить ими. Отсюда возникает необходимость сопрягать любовь с истиной не только в направлении, обозначенном святым Павлом: «veritas in caritate» («истина в любви», Еф 4,15), но и в противоположном и дополняющем направлении: «caritas in veritate» («любовь в истине»). Мы должны искать, обретать и выражать истину в «домостроительстве» любви и постигать, укреплять и осуществлять любовь в свете истины. Так мы не только послужим любви, которая просвещена истиной, но и укрепим авторитет истины, показав, что она способна удостоверять и убеждать в практической общественной жизни. А это немаловажно сегодня, в том социальном и культурном контексте, где истину считают относительной, нередко ею пренебрегают и от нее отвращаются.