На самом деле нам, как и евангелистам, очень трудно говорить о Святом Духе. Мы не можем Его достоверно описать, опыт Его познания от нас ускользает, нам не дано какого-то одного Его образа. Или, можно сказать, у нас слишком много Его образов: Дух Святой как легкий ветер, как парящий голубь, как языки пламени или родник, из которого текут реки. Трудно говорить о Святом Духе еще и потому, что действия Его удивительно разнообразны. Он утешает, защищает, оживляет, освящает. Самый известный гимн Святому Духу в латинской Церкви начинается словами «Приди, о Дух всезиждущий, Твоих рабов возрадовав, Исполни горней светлостью Сердца, Тобой избранные!». Итак, важнейшее, первое действие Святого Духа – созидание, творчество. Но что это значит?
На первых страницах Священного Писания, в книге Бытия, рассказывается, как в начале творения Дух Божий носился над водою. Это Святой Дух преобразил хаос в космос, беспорядок в гармонию. Каждый из нас – отдельный мир, сотворенный Богом. Давайте заглянем внутрь себя, братья и сестры, и мы обнаружим, что без Бога в нас тоже господствует хаос, беспорядок. Как справедливо замечено апостолом Павлом: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7,15). В глубине нашего сердца бродят темные желания, сталкиваются многие, часто противоположные, стремления. Когда мы молимся животворящему, то есть создающему жизнь, Святому Духу, мы просим, чтобы Он преобразил хаос нашей души в гармонию замысла Божьего.
Но творческое действие Святого Духа в мире не ограничилось началом времен. Он был и при начале нового творения. Архангел Гавриил возвестил Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1,35). «И Она зачала от Духа Святого», — как мы повторяем в молитве «Ангел Господень». Слово Божие воплотилось, пришло в мир людей, чтобы стать одним из них и искупить их благодаря Святому Духу. Это действие Святого Духа имеет отношение не только к истории всего человечества, но и к нашей с вами сегодняшней жизни: когда мы молимся Святому Духу, мы просим, чтобы Его силой Христос пребыл в нас, как Он воплотился и пребывал в лоне Пресвятой Богородицы.
Наконец, еще один, можно сказать, акт творчества Святого Духа состоит в том, что Он творит, делает нас детьми Божьими. У апостола Павла сказано: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим 8,14-15). Каким образом это может быть, как это может произойти с нами? Святой Дух, преображая, действует в нас, когда мы предстоим Богу в молитве. Святой Дух учит нас молиться, или, еще точнее, Он сам молится в нас. Молиться, на самом деле, значит просто позволить Духу Святому, чтобы Он молился в нас. Вот о чем говорится в первой строфе гимна: «Исполни горней светлостью сердца, Тобой избранные». Исполни – значит «наполни», наполни горней светлостью — значит Собой, Духом животворящим. Апостол Павел говорит: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8,26).
Итак, братья и сестры, давайте будем особенно молиться животворящему Господу, Святому Духу, чтобы Он пришел и претворил хаос нашей внутренней жизни в мир Божий, чтобы Его силой смогло пребывать в нас Предвечное Слово, чтобы Он соделал нас детьми Отца Небесного. Чтобы и к нам относились слова апостола Павла: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор 6,19). Аминь.
Иакинф Дестивель ОР