Евхаристия — наше преображение

Быт 14,18-20; 1 Кор 11,23-26; Лк 9,11-17

Сегодня мы вместе со всей Церковью празднуем торжество Пресвятой Евхаристии – приносимых во спасение мира и дающихся нам Святейших Тела и Крови Христовых. После воспоминания сошествия на учеников Святого Духа в день Пятидесятницы, через неделю Церковь торжественно славила Пресвятую Троицу, а сегодня мы призваны обратить внимание своего сердца к самому сокровенному дару единого в Троице Бога людям – к Пресвятым и животворящим Телу и Крови Христовым. На иконе Троицы, написанной Андреем Рублевым, три ангела собрались вокруг престола, на котором стоит чаша. Можно сказать, что два наших последних праздника – Троица и Пресвятая Евхаристия – являются двумя аспектами одной и той же тайны – тайны любви. Троица – ее богословское, невидимое измерение, тогда как Евхаристия – видимый, литургический аспект этой тайны.

Чтобы истолковать смысл сегодняшнего праздника, я хочу опереться на чтения, которые предлагает нам Церковь. Первое из них, чтение из книги Бытия, рассказывает о таинственном царе Мелхиседеке. Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, чтобы благодарить Бога. В традиции Церкви принято считать Мелхиседека первым священником. Действительно, можно сказать, что Мелхиседек совершает первую Евхаристию. Евхаристия существовала в Ветхом Завете как обряд благодарения Богу за Его благодеяния. Это не исключительная христианская особенность, а основной религиозный поступок всякого верующего человека – благодарить Бога за все, что Он для нас делает. Мы очень часто об этом забываем, торопясь просить Бога о чем-то, тогда как нам нужно, прежде всего, благодарить. По-гречески слово благодарности звучит как «евхаристо». Это позволяет грекам помнить, что совершать Святую Евхаристию значит, прежде всего, воздавать Богу благодарение, говорить Ему спасибо. Христос на Тайной Вечере, взяв хлеб и вино, тоже возблагодарил Бога, как это делали в Его времена все иудеи на пасхальной трапезе, благодаря Бога за исход Израиля из Египта.

 

Но для христиан этого значения Евхаристии недостаточно. Мы, совершая Евхаристию, не только благодарим Бога, но и приобщаемся, причащаемся Его Телу и Крови, Его жертве, Его смерти и воскресению. Мы слышали сегодня в первом чтении слова апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор 11, 26). Да, каждый раз, когда мы совершаем Евхаристию, мы благодарим Бога за то, что Христос воскрес, что Он победил смерть. Но мы не только благодарим Его, мы становимся частью этой великой жертвы, когда принимаем воскресшего Господа под видом хлеба и вина.

 

Но и этого еще недостаточно. В сегодняшнем Евангелии мы читали о чуде умножения хлеба. Церковь всегда видела в этом чуде символ Евхаристии. И даже слова евхаристической молитвы нашей Мессы взяты из этого евангельского текста: «Иисус взял хлеб, воззрев на небо, благословил, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу». Действительно, Евхаристия не может быть индивидуальной молитвенной практикой, причастие не может быть совершено в одиночестве. Цель Евхаристии – не в том, чтобы совершить чудо преображения вина и хлеба в Тело и Кровь Христа. Цель Евхаристии – в том, чтобы преобразить нас, чтобы мы сами стали едины, чтобы в нашем единстве мы стали Телом Христа, то есть Церковью.

 

Церковь как Евхаристическая община – это, прежде всего, приход. Именно в приходе мы учимся благодарить Бога, учимся приобщаться Телу и Крови Христовым, учимся созидать единство и становиться членами единого Тела. Прихожане – это люди, которые не просто приходят по воскресеньям в один и тот же храм, это члены Тела Христова, соединенные причащением от единой чаши. Давайте в этот великий праздник не только размышлять о великом чуде Евхаристии, давайте благодарить Бога за все обилие благодати, которым Он наполняет нас, давайте молиться о нашем приходе, чтобы он все больше и больше становился Телом Христовым, где Хлеб Небесный умножается для спасения мира. Аминь.

 

Иакинф Дестивель ОР

 

 

Оставьте комментарий