Такие хрупкие и нежные, сёстры стали духовными матерями не одному поколению взрослых, детей и молодёжи. Невозможно представить наш приход без этих вечно радующихся Божьих созданий.
Но что мы знаем о них, об их образе жизни? Почему эти крохотные ангелы из таких далёких и жарких Рима и Латинской Америки решились приехать в суровую и снежную Россию, да ещё и в такое сложное время, каким было для нашей страны начало 90-х годов?
Первые сестры-доминиканки с тогдашним настоятелем о. Евгением Гейнрихсом ОР перед входом в храм Святой Екатерины. Май 1993 г.
Чтобы понять это, перенесёмся в Италию середины XIX века – время, когда жила слуга Божия Мария Антония Лалия, основательница конгрегации сестёр Доминиканок миссионерок святого Сикста.
Ракель Лалия родилась в Мизильмери близ Палермо 20 мая 1839 года в многодетной и очень благочестивой семье. С раннего детства она отличалась чувствительностью и нежностью, делавшими ее характер мягким и кротким. Своё призвание юная Ракель открыла в день Первого Причастия. С этого дня её единственным желанием стало целиком принадлежать Тому, кто уже выбрал её для Себя.
Несмотря на слабое здоровье, девушка поступила в затворнический монастырь доминиканок в Мизильмери, приняв в монашестве новое имя: отныне она – сестра Мария Антония Сердца Иисуса. 29 октября 1857 года будущая мать Антония приносит торжественные обеты, навсегда посвятив свою жизнь Господу. Сёстры довольно быстро разглядели в юной монахине исключительную добродетельность и необыкновенную мудрость, благодаря которым в сентябре 1865 года они единогласно выбрали её своей настоятельницей. Несмотря на сложную политическую обстановку того времени и крепнущий в Сицилии антиклерикализм, мать Антония успешно справляется со своими обязанностями, сохраняя в общине единство и заботясь о тщательном соблюдении доминиканского устава.
Мать Антония Лалия, основательница конгрегации Сестер-доминиканок Святого Сикста
Жизнь матери Антонии неожиданно меняется после того, как Бог удостаивает ее мистических видений – знака особого призвания, новой миссии. Отдавая себе отчет в том, сколь опасна в подобных вопросах субъективность, она обращается к церковным властям с просьбой исследовать содержание ее нового опыта, и лишь уверившись в Божьей воле, подобно святой Екатерине Сиенской, начинает переписку с «сильными мира сего».
В 1863 году мать Антония неоднократно пишет французскому императору Наполеону III, напоминая ему о его долге защищать Церковь во Франции и Папу, и предупреждая, что лишь на этом пути у него есть шанс уберечь свою империю от падения. Когда же французские войска потерпели поражение под Седаном, французская монархия пала, а сам император попал в плен, она продолжает писать ему, призывая довериться милосердию Божьему. В то же время мать Антония, желая быть уверенной, что действует в согласии с Богом, ведёт переписку и с Папой Пием IX, сообщая ему обо всём, что она делает.
И вот, в один прекрасный день, когда мать Антония молится в часовне Мизильмери, в очередном видении она ясно видит цель своего призвания – Россию. Так в 1877 году адресатом её писем становится русский царь Александр II, у которого мать Лалия просит разрешения открыть в Санкт-Петербурге школу, где она могла бы воспитывать русских девочек. К сожалению, это призвание осталось для нее лишь мечтой – но мечтой, положившей начало новой конгрегации.
Келья матери Антонии
Как всегда, мать Антония отдаёт свои мечты и планы в руки церковных властей, и после долгого исследования и молитвы её духовный наставник отец Винченцо Ломбарди ОР выносит свое суждение: он уверен, что стремление матери Лалии поехать в Россию угодно Богу. И вот, после 25 лет служения в Мизильмери в качестве настоятельницы, в августе 1891 года она отправляется в Рим с надеждой на скорый отъезд в Россию.
К великому сожалению, её мечте не суждено было исполниться. «Твоя Россия – в Риме. В Россию поедут твои дочери, но не ты», – сказал ей доминиканец отец Альберто Лепиди. Так в Ордене Проповедников появилась новая семья, вскоре получившая одобрение Святого Престола. Колыбелью новой конгрегации стал полуразрушенный римский монастырь святого Сикста. Для тех, кто не знает, скажем «по секрету»: это – первый монастырь в Риме, основанный святым Домиником, именно здесь он жил до того, как перебрался в монастырь святой Сабины, оставив Святого Сикста сёстрам. Почти все известные нам чудеса из жития святого Доминика произошли именно здесь.
Монастырь Святого Сикста, Рим
Вскоре в монастырь святого Сикста приехали еще две монахини из Мизильмери. Постепенно община росла за счёт новых призваний. Молитва, катехизация детей из бедных семей, распространение Божьей любви и доброты везде, куда приводил их Господь – вот из чего складывалась жизнь сестёр новой конгрегации. Через несколько лет сёстры доминиканки-миссионерки святого Сикста работали уже не только в Риме, но и по всей Италии. Но Мать Антония мечтала о России и молилась о ней…
Монастырь Святого Сикста, Рим
К сожалению, нашим миром – как в Церкви, так и вне её – слишком часто правят сплетни. Не обошли они стороной и мать Антонию, на которую в последние годы обрушилась лавина ложных обвинений и непонимания. На закате жизни основательницы конгрегации церковные власти назначили сестрам новую настоятельницу, а матери Антонии было приказано в пятнадцатидневный срок переселиться из генерального дома в любой монастырь на выбор. Это решение она приняла с радостью в сердце и благодарностью на устах и, подчиняясь Божьей Воле переезжает из Рима в Челье Мессапика, где 9 апреля 1914 года обручается со своим Небесным Женихом в тайне смерти. Многие знавшие ее люди восприняли весть о её кончине с уверенностью в том, что на небе появилась новая святая, которая поможет сёстрам осуществить мечты и планы, связанные со служением в России.
Однако Богу было угодно иначе: Первая мировая война, падение монархии и приход к власти большевиков так и не позволили сёстрам приехать в Россию. Но Святой Дух открыл перед конгрегацией новые миссионерские возможности, призвав сестёр в Перу, Мексику, Гватемалу и Гондурас.
И все же пророческие слова отца Альберто исполнились: в 1993 году, ровно через 100 лет после основания конгрегации, мечта матери Антонии сбылась – в Санкт-Петербург приехали ее дочери – сестра Матильда, сестра Исабель, сестра Бертилла и сестра Розария.
Сестры со своими воспитанниками и их родителями. Санкт-Петербург, Пасха 2001 г.
Чем же сейчас занимаются доминиканки? Прежде всего, как и все доминиканцы в мире, они служат Истине в милосердии. Но у каждой сестры есть также и другая, особенная, миссия – экуменизм и миссионерство. Каждая сестра-доминиканка стремится к единству ради совершенной любви: единству в мыслях, в сердцах, в общинах, в приходах… и особенно – к единству между христианами разных конфессий.
В часовне сестер-доминиканок. Санкт-Петербург, 1999 г.
День рождения одной из воспитанниц. Санкт-Петербург, 1999 г.
Особое место в жизни конгрегации занимает молитва за Россию. Прихожане нашего прихода могут гордиться и благодарить Бога за то, что среди них живут и работают сёстры из конгрегации, созданной специально для служения России. Невозможно представить наш родной Санкт-Петербург без сестры Матильды, верно служащей здесь уже больше 20 лет, без мудрой и кроткой сестры Бертиллы, проводящей в часовне каждую свободную минуту, без радостной сестры Суяпы, ставшей духовной матерью многих наших прихожан, без сестры Консуэло, часто сидящей в церковной лавке и улыбкой встречающей каждого входящего в наш храм, без счастливой сестры Исабель, пример жизни которой – наглядное доказательство того, что Бог есть Любовь… И вряд ли мы сможем найти слова, которые выразили бы всю благодарность, какой достойны эти двадцать лет их служения в России.
Спасибо вам, дорогие сестры! И с юбилеем вас!
Лаура Жмайлик и Татьяна Пода