Почему Церковь объединила память двух великих святых, первоверховных апостолов Петра и Павла, в одно главное торжество? Во-первых, потому, что оба почитаются как основание Церкви. Еще можно заметить, что их призвания различны и взаимно дополняют друг друга. Петр был простым рыбаком, а Павел – образованным человеком. Петр знал Иисуса Христа с самого начала Его проповеди, тогда как Павел встретил Христа только после Пятидесятницы. Петра называют первым среди апостолов, Павел пришел «после всех» (1 Кор 15,8), последним. Петр – камень Церкви, первый исповедник веры, Павел же, прежде всего, – истолкователь ее благодаря своим посланиям. Петр основал Церкви в общинах иудеев, Павел проповедовал Евангелие язычникам. Таким образом, Петр символизирует пастырство, тогда как Павел – миссию Церкви.
Но, несмотря на эти различия, призвания апостолов Петра и Павла имеют одну общую черту, которой особенно отличается их святость – это благодать.
Часто жития святых создают у нас впечатление, что их герои были совершенными и безгрешными с самого начала своей жизни. Но давайте посмотрим на наших апостолов. Павел перед своим обращением был самым суровым из преследователей Христа. Он даже присутствовал при убийстве святого Стефана и одобрял его. Деяния Апостолов повествуют, как будущий Павел, тогдашний Савл, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа», «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян 8,3; 9,1). Однако без всякого приготовления, без всякого предварительного знака Господь встретил Павла на пути в Дамаск и заменил его ненависть любовью. Как это возможно? Только прямым действием благодати Божией можно объяснить призвание Павла, как он и сам осознает, говоря: «благодатию Божиею есмь то, что есмь»(1 Кор 15,10).
Может показаться, что история Петра менее драматична. Но и призвание Петра также объясняется только действием благодати. Да, он считал себя учеником Христа и был первым исповедником божества Спасителя, Господь назвал его камнем Церкви и обещал дать ему ключи Царства Небесного, Петр присутствовал при Преображении и обещал следовать за Учителем до самой смерти. Но, несмотря на все это, Петр трижды отрекся от своего Господа и Бога, и оставил Его умирать. Однако при море Тивериадском воскресший Христос, несмотря на измену Петра, подтвердит его высокое предназначение. Не заслугами или расчетом, но только благодатью может объясняться такой выбор.
По отношению к нам это тоже верно: только благодаря благодати Божией мы в Церкви. Но важно понять, что эта благодать не вне, а внутри нас, и это подтверждается евангельским разговором Христа с Петром на берегу моря Тивериадского. Петр хорошо осознавал тяжесть вины своего отступничества. Но Господь никак не касается греха Петра, Он даже не намекает на него. Христос не говорит: «Хотя ты и грешник, Я прощаю тебя и поручаю тебе Свою Церковь». Господь просто спрашивает апостола: «Любишь ли ты Меня?»(Ин 21,15-17). Он задает этот вопрос для того, чтобы Петр сам обнаружил в глубине своего сердца любовь, которая сильнее греха.
Благодать Божия и в нас действует таким же образом. Мы приходим к Богу путем Петра или Павла. Мы одновременно и лучше, и хуже, чем думаем о себе. Но Христос, встречая нас в обстоятельствах повседневной жизни, задает каждому из нас, такому, какие мы есть, вопрос: «Любишь ли ты Меня?» – чтобы разбудить благодать и любовь, сохраняющиеся в глубине наших сердец. Пусть же мы, услышав этот вопрос, ответим, как и Петр: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».
Иакинф Дестивель ОР