Втор 30, 10-14; Кол 1, 15-20; Лк 10, 25-37
Кто мне ближний? Евангелие говорит нам, что законник задает этот вопрос, «желая оправдать себя» и искушая Христа. Вопрос может показаться очень абстрактным. Но, на самом деле, если мы просто переведем слова Евангелия, и вместо слова «ближний» поставим современное русское «близкий», этот вопрос станет абсолютно откровенным и актуальным: «Кто достоин заботы, внимания и любви?» – Родители, дети, братья и сестры, родные нам по крови? Несомненно! – Соседи, земляки, единоверцы? Наверное… – Но где пролегает граница между ближними и «дальними», неблизкими нам людьми? Каждый из нас решает это для себя всю жизнь. Достоин ли мой сосед, чтобы я с ним познакомился поближе? Достоин ли мой сослуживец, чтобы я ему помогал? Нашему законнику самарянин точно не мог быть ближним: иудеи считали самарян язычниками, которых нормально было избегать и презирать. Задавая свой вопрос, законник хочет, чтобы Христос показал ему границу заповеди, границу любви: «Кто мой ближний?»
На этот вопрос Господь не отвечает прямо. Он рассказывает историю: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» (Лк 10,30). Он лежит, раненный, ограбленный, беспомощный, на дороге. Священник и левит подошли, посмотрели, не узнали в окровавленном человеке знакомого и прошли мимо. Самарянин же не задается вопросами: «Кто это, за что его так, надо ли ему помогать?» Увидев несчастного человека, самарянин сжалился, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и привез его в гостиницу. Самарянин ничего не забыл сделать и ушел, не ожидая благодарности. В конце рассказа Христос, как опытный педагог, задает законнику встречный вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк 10,36). Интересно, что Иисус переворачивает перспективу: следует спрашивать не «кто близок мне?», а «кому я могу стать ближним?»
Законник вынужден признать, что только самарянин, т. е. человек, который не знал закона, исполнил закон. Он повел себя как ближний, и, таким образом, стал ближним попавшемуся разбойникам. Как это было возможно? Самарянин, который не знал ни закона, ни Христа, знал и слушал голос своей совести, слушал свое сердце, где написан закон Божий. Как сказано было сегодня в первом чтении, «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор 30,14). Слово Божие – это не просто книга под названием Библия, Слово Божие от начала уже запечатлено в сердце каждого из нас, только мы не всегда узнаем его, не слушаем его.
На вопрос Христа: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» – законник отвечает просто: «Оказавший ему милость» (Лк 10,36–37). И тогда только Господь отвечает на его вопрос о границах близости и любви. Божий ответ на теоретический вопрос законника очень конкретен: «Иди, и ты поступай так же». Давайте и мы, братья и сестры, поступать так, как самарянин. Очень важно на этом пути осознать, что Предваривший нас настоящий самарянин – Сам Христос. Он приблизился к нам так, как только может самый близкий из наших близких, Он перевязал раны наших грехов, возливая масло крещения и вино Евхаристии, и привел нас в двор Своей Церкви, где мы ждем Его возвращения.
Господи, научи меня правильно задавать вопросы, научи меня принимать Тебя, Который стал моим ближним, и служить Тебе в моих братьях. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР