Посмотри на боль твоего брата и не добавляй другой боли

«И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1,12.18.21.25). Библейский рассказ о начале истории мира и человечества повествует нам о Боге, Который смотрит на творение, почти созерцает его, и повторяет: это хорошо. Так Библия помогает нам, возлюбленные братья и сестры, войти в сердце Бога и, оттуда, из самой глубины, мы получаем Его послание.

Может возникнуть вопрос: в чем смысл этого послания? Что оно говорит мне, тебе, всем нам?

1. Оно попросту говорит нам о том, что для сердца и ума Бога наш мир является «домом согласия и мира», местом, где каждый может найти себе приют и чувствовать себя «дома», потому что это «хорошо». Все творение образует гармоничное и доброе целое, но прежде всего это относится к человечеству, созданному по образу и подобию Божию: оно составляет единую семью, в которой отношения отмечены реальным, а не только провозглашаемым на словах братством: другой человек является для нас братом или сестрой, которых следует любить, и отношения с Богом, Который есть любовь, верность, благость, отражаются на всех отношениях между людьми и несут согласие всему творению. Мир Бога – это мир, в котором каждый чувствует себя ответственным за другого, за благо другого. Этим вечером, размышляя, постясь и молясь, каждый из нас, все мы думаем в глубине своей души: разве не такого мира я желаю? Разве не такой мир все мы носим в сердце? Мир, которого мы желаем – разве это не мир согласия и мира, в нас самих, в отношениях с другими, в семьях, в городах, в народах и между народами? И разве истинной свободой в принятии решений о путях следования в этом мире не является только та, что ориентируется на благо всех и руководствуется любовью?

2. Но спросим себя сейчас: таков ли мир, в котором мы живем? Творение хранит свою красоту, которая наполняет нас изумлением, оно остается добрым делом. Но есть также «насилие, разделение, столкновение, война». Такое происходит, когда человек, вершина творения, перестает видеть красоту и доброту, замыкается в собственном эгоизме.

Когда человек думает только о себе, о своих интересах и ставит в центр себя, когда он дает увлечь себя идолам господства и власти, когда ставит себя на место Бога, тогда он рвет все отношения, разрушает все; и открывает дверь насилию, равнодушию, конфликту. Именно это желает дать нам понять отрывок из Книги Бытия, в котором говорится о грехе человека: человек вошел в конфликт с собой, увидел, что он наг и скрывается, потому что боится (Быт 3,10), он боится Божьего взора; он обвиняет женщину, плоть от его плоти (стих 12); нарушает гармонию с творением, и доходит до того, что поднимает руку на брата, чтобы убить его. Можем ли мы сказать, что от гармонии он перешел к «дисгармонии»? Нет, никакой «дисгармонии» не существует: есть либо гармония, либо все впадает в хаос, где есть насилие, споры, столкновения, страх…

Именно в этом хаосе Бог спрашивает у совести человека: «Где Авель, брат твой?». И Каин отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4,9). Этот вопрос обращен также и к нам, и нам тоже стоит спросить себя: «Разве я сторож брату моему?» — Да, ты сторож брату твоему! Быть человеком означает быть сторожами друг друга! И напротив, когда рушится гармония, происходит метаморфоза: брат, которого нужно стеречь и любить, превращается во врага, с которым нужно бороться, которого нужно убивать. Сколько насилия возникает из-за этого, сколько конфликтов, сколько войн отметили нашу историю! Достаточно взглянуть на страдание многих братьев и сестер. Это не случайное совпадение – такова истина: в каждом насилии и в каждой войне мы даем возродиться Каину. Мы все! И даже сегодня мы продолжаем эту историю столкновения между братьями; даже сегодня мы поднимаем руку против нашего брата. Даже сегодня мы даем увлечь себя идолам, эгоизму, нашим интересам; и это продолжается: мы совершенствуем наше оружие, совесть наша спит, мы находим все более тонкие доводы, чтобы оправдывать себя. Как само собой разумеющееся, мы продолжаем сеять разрушение, боль, смерть! Насилие, война несут лишь смерть, говорят о смерти! Насилие и война говорят на языке смерти!

После хаоса Потопа перестал лить дождь: показалась радуга и голубь принес оливковую ветвь. Сегодня я думаю также о той оливе, которую представители различных религий посадили в Буэнос-Айресе, на площади Мая в 2000 году, прося, чтобы больше не было хаоса, прося, чтобы не было больше войны, прося мира.

 

3. И здесь я задаю себе вопрос: Можно ли пойти другим путем? Можем ли мы выйти из этой спирали боли и смерти? Сможем ли мы вновь научиться ходить и пойти путями мира? Призывая помощь Бога, под материнским взором Salus populi romani, Царицы Мира, я хочу ответить: Да, это возможно для всех! В этот вечер я бы хотел, чтобы из всех уголков земли мы все вместе громко вскричали: Да, это возможно для всех! И еще хотел бы, чтобы каждый из нас, от самого малого до самого великого, вплоть до тех, кто был призван управлять народами, ответил: Да, мы этого хотим! Моя христианская вера побуждает меня смотреть на Крест. Как бы я хотел, чтобы на одно мгновение все мужчины и женщины доброй воли взглянули на Крест! В нем можно прочитать ответ Бога: на насилие не отвечают насилием, на смерть не отвечают языком смерти. В молчании Креста умолкает шум орудий и начинает звучать язык примирения, прощения, диалога, мира. Я бы хотел просить Господа в этот вечер, чтобы мы, христиане, братья из других религий, все мужчины и женщины доброй воли, громко воскликнули: насилие и война никогда не могут быть путем мира! Пусть каждый заглянет в глубину своей совести и услышит это слово, которое гласит: оставь свои интересы, которые атрофируют сердце, преодолей равнодушие к другому, которое делает бесчувственным сердце, победи свои доводы смерти и откройся к диалогу, к примирению: посмотри на боль твоего брата и не добавляй другой боли, останови свою руку, восстанови нарушенную гармонию; и делай все это не через столкновение, а через встречу! Да умолкнет шум орудий! Война всегда означает поражение мира, она всегда является поражением для человечества. Пусть вновь прозвучат слова Павла VI: «Хватит идти друг против друга, хватит, довольно!… Хватит воевать, нет войне!» (Речь в ООН, 4 октября 1965 года: AAS 57 [1965], 881). «Мир утверждается только миром, – мир утверждается только миром – миром, который не отделен от долга справедливости, но питается собственной жертвой, милостью, милосердием, любовью» (Послание на Всемирный День Мира 1976: AAS 67 [1975], 671). Братья и сестры, прощение, диалог, примирение являются словами мира: в возлюбленном сирийском народе, на Ближнем Востоке, во всем мире! Давайте молиться о примирении и мире, трудиться ради примирения и мира, и станем все, повсюду, мужчинами и женщинами примирения и мира. Да будет так.

Источник: Радио Ватикана

Фото: l’Osservatore Romano

Оставьте комментарий