Под защитой лесов старинные врата очищают от грязи и остатков лакового покрытия, снимают поврежденную и ветхую резьбу, в мастерских лепят формы для бронзового литья.
(Фото 1. Двери св. Екатерины. Фото 1940 г.)
Но реставрация дверей – далеко не все работы, что будут происходить в нашем храме в этом году. Адресная программа КГИОП предусматривает обследование состояния скульптур на аттике фасада храма для принятия решения о сроках и методах ее реставрации. Ныне, после замены копиями статуй в Летнем саду, наши ангелы и евангелисты стали старейшей мраморной скульптурой, стоящей на открытом воздухе круглый год. Нет возможности, да и неправильно было бы закрывать священные изображения футлярами на зиму, как это делается, к примеру, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Но итальянский мрамор плохо переносит перепады капризной петербургской погоды, статуи за двести с лишним лет своей истории уже сильно пострадали от выветривания и покрылись трещинами. Силами эрмитажных реставраторов нашу скульптуру первый раз обследовали и косметически реставрировали в 1990-х годах, вскоре после передачи храма верующим, теперь реставраторам пришло время вернуться на крышу святой Екатерины.
Параллельно с городским финансированием реставрации, на 2013 год, в связи с юбилеем закладки церкви святой Екатерины, были выделены немалые средства Министерством культуры Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» для окончания процесса реставрации и воссоздания полов храма.
К 2010 году были восполнены утраты плитки и мозаичных полов «терраццо» в притворе и нефе. Теперь осталось положить узорную плитку в трансепте, вымостить камнем боковые выходы из храма. Также программа реставрации предусматривает воссоздание мраморной ступеньки на выходе в храм из ризницы и черной гранитной рамы надгробной плиты короля Станислава Августа Понятовского. И, самое главное, – устройство постоянных полов в пресбитерии. Будет воссоздана беломраморная балюстрада алтаря, а в самом алтаре уложат дубовый паркет. Символично, что одновременно с устройством пола в главном алтаре отреставрируют ступеньки и площадки обоих боковых алтарей, когда-то освященных во имя Пресвятой Богородицы Розария и Распятия Господня. Когда есть пол – можно ставить престол. Таким образом, приближается день установки и освящения так называемого «неподвижного», утвержденного на своем месте главного алтаря святой Екатерины.
(Фото 2. Общий вид алтаря в 19 в.)
Если работы по реставрации главных дверей не приносят с собой никаких особых неудобств, кроме, разве что, необходимости пройти несколько лишних шагов до бокового входа, работы в самом храме будут, как и всякая стройка, шумными и пыльными. Тем более что, по российскому обычаю, выделенные еще в 2012 году средства осваиваются лишь сейчас, в конце года 2013-го. Какое-то время будет закрыт весь пресбитерий. Большой алтарь временно перенесен в трансепт. Но службы в часовне и основном храмовом пространстве будут совершаться своим чередом.
Как гласит народная мудрость, «красота требует жертв». Все двадцать лет со дня возобновления богослужений мы становимся свидетелями возвращения красоты – воскресения поруганного прекрасного храма. И все ближе тот момент, когда красивейшая католическая церковь Петербурга засияет во всем своем величии и благолепии, такой, какой ее воздвигли во славу Божию наши предки по вере.
(Фото 3. Император Николай II, императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна на поминальной службе в церкви св. Екатерины. 1910-е гг.)
Просим вас, дорогие братья и сестры, с терпением и пониманием отнестись к возможным временным неудобствам. Просим вас следить за приходскими объявлениями, которые будут своевременно информировать обо всех изменениях, а также о необходимости помощи в уборке храма.
Анастасия Медведева.
Координатор реставрационных проектов базилики святой Екатерины
Фотографии — ЦГАКФФД СПб; Архив КГИОП СПб; архив автора.