4 октября 2013 года
Проповедь Святейшего Отца Франциска
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11,25)
Мир и добро всем вам! Этим францисканским приветствием я выражаю свою благодарность за то, что вы пришли сюда, на эту площадь, столь богатую историей и верой, чтобы помолиться всем вместе.
Сегодня и я, как множество паломников, пришел воздать хвалу Отцу всего сущего за то, что Он благоволил открыть одному из «младенцев», Франциску, сыну богатого купца из Ассизи все то, о чем говорит Евангелие. Встреча с Иисусом подтолкнула его отказаться от суетной и бездумной жизни и сочетаться с «Госпожой Бедностью» чтобы жить жизнью истинного сына Отца Небесного. Этот выбор, сделанный Франциском, является радикальным способом следования за Христом, облечения в Того, кто, будучи богатым, стал нищим, дабы обогатить нас Своей нищетой (ср. 2 Кор 8,9). Во всей жизни Франциска любовь к бедным и подражание нищему Христу являются двумя неотъемлемыми и неделимыми элементами, двумя сторонами одной медали.
О чем же свидетельствует Франциск нам сегодня?
- 1. Первое основное свидетельство в том, что быть христианами — значит иметь живую связь с Личностью Христа, облечься в Него, стать подобным Ему. Откуда лежит путь Франциска ко Христу? От взгляда Иисуса, обращенного с Креста. Позволить Ему посмотреть на нас в тот момент, когда Он предает Себя ради нас и влечет нас к Себе. Франциск особым образом испытал это в церквушке Сан Дамиано, когда молился перед распятием, поклониться которому можно и сегодня. На этом распятии Иисус изображен не умершим, а живым! Кровь истекает из ран на Его руках, ногах и груди, но эта кровь олицетворяет жизнь. Очи Иисуса не сомкнуты, а открыты, широко отворены: Его взгляд разговаривает с сердцем. Распятый говорит не о поражении, не о падении; парадоксально, но Он говорит о смерти, которая является жизнью, которая рождает жизнь, поскольку говорит о любви, потому что воплощенная Любовь Бога не умирает, но сама сокрушает зло и смерть. Тот, кто позволяет Иисусу распятому взглянуть на него, становится сотворенным заново, «новым творением». Это исток всего: опыт преображающей Благодати, того, что мы незаслуженно любимы несмотря на то, что грешники. Поэтому Франциск и может сказать, вторя святому Павлу: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6,14). Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас пребывать перед Распятым, позволить Ему посмотреть на нас и сотворить нас заново Своей любовью.
- 2. В Евангелии мы слышим такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 28-29). Это второй аспект, о котором свидетельствует Франциск: тот, кто следует за Христом, обретает истинный мир, такой, какой только Он, а не мир, может даровать. Святой Франциск для многих отождествляется с миром, и это справедливо, но мало кто смотрит вглубь. Каков мир, который Франциск, приняв и пережив, хочет передать нам? Мир Христов, обретенный благодаря Его великой любви, благодаря Кресту. Это мир, который Воскресший Иисус даровал ученикам, когда предстал пред ними и сказал: «Мир вам!» и показал пронзенные руки и бок (ср. Ин 20, 19.20). Францисканский мир – это не сладенькое чувство. Пожалуйста, такого Франциска не существует! А его мир – не пантеистическая гармония с космическими энергиями… Это не францисканская мысль, а идея, которую придумал кто-то другой! Мир Франциска, это мир Христов, и обретает его тот, кто берет на себя Его «иго», то есть Его заповедь: Любите друг друга, как Я возлюбил вас (ср. Ин 13,34; 15,12). Это иго нельзя нести с заносчивостью, надменностью, гордыней, но только с кротостью и смирением сердца. Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас быть «орудием мира», мира, который даровать может только Христос.
- 3. «Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!.. Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения» (FF, 1820). Так начинается гимн святого Франциска. С любви ко всему творению, к его гармонии. Святой из Ассизи свидетельствует об уважении и любви ко всему, что сотворил Бог, и что человек призван хранить и защищать, но особенно он свидетельствует об уважении и любви к каждому человеческому существу. Бог сотворил мир, чтобы он был местом для возрастания в гармонии и мире. Гармония и мир! Франциск стал человеком гармонии и мира. Из этого Града Мира повторяю с силой и нежностью любви: будем уважать творение, мы – не орудия разрушения! Будем уважать каждого человека: да прекратятся вооруженные конфликты, которые заливают землю кровью, да замолчат орудия, и да уступит ненависть место любви, оскорбление – прощению, а разделение – единству. Прислушаемся к голосам плачущих, страдающих, умирающих от насилия, терроризма и войны, в Святой Земле, столь любимой святым Франциском, в Сирии, на Ближнем Востоке и во всем мире. Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: испроси для нас у Бога дар, чтобы наш мир был миром гармонии и покоя!
Наконец, не могу забыть, что сегодня Италия празднует святого Франциска как своего покровителя. Это выражается среди прочего и в традиции приношения масла для вотивной лампады, и эта честь в этом году выпала как раз региону Умбрии. Помолимся за итальянский народ, чтобы каждый трудился ради общего блага, больше смотря на то, что объединяет, чем на то, что разделает.
В заключение помолюсь словами святого Франциска Ассизского за Италию и за весь мир: «Молю Тебя, Господи Иисусе, Отче Милосердия, не смотри на нашу неблагодарность, но вспомни о беспредельной милости, которую Ты явил [в этом городе], чтобы он всегда был пристанищем для тех, кто воистину знает Тебя и восхваляет Твое Имя, благословенное и преславное во веки веков. Аминь».
Перевод: Ю. Иванова
Фото: М. Фатеев