Св. Доминик и Розарий

«…Шли месяцы, месяцы складывались в годы, а кровопролитной войне с альбигойцами не было видно конца. Святой Доминик выбивался из сил, стараясь проповедью и личным примером, а не оружием, вернуть еретиков в Церковь. Часто у него это получалось, но было и много случаев, когда его не слушали. В такие минуты Доминик чувствовал ужасную опустошенность, собственное бессилие, мрак. Ему казалось, что он ничем не может помочь этим запутавшимся людям. Это случалось все чаще, и наконец что-то внутри Доминика сломалось. Он больше не мог проповедовать, он не знал, что сказать еретикам, чтобы тронуть их души. Он опустился на самое дно своей духовной нищеты. Тогда Доминик решил удалиться в лес, находившийся недалеко от Тулузы, чтобы в тишине и одиночестве взывать к Богу о милосердии. Прошел день, за ним – второй и третий… В эти дни Доминик ничего не ел и не спал, а только молился. И вот, на третий день он увидел в лесу легкое облачко света, а в нем – Прекрасную Даму, увенчанную короной, Которую сопровождали три Ангела Небесных. Это была Дева Мария. В руках Она держала четки. Ласково улыбнувшись, Матерь Божия сказала Доминику:
«– Мой дорогой Доминик! Ты знаешь, как Господь хочет обратить мир?
– О, моя Царица, – ответил Доминик, – Ты знаешь это гораздо лучше, нежели я, ибо Ты участвуешь в спасении мира вместе со Своим Божественным Сыном. 
– Знай, – сказала Дева Мария, – что в битве против зла самое сильное оружие – это Моя Псалтирь. Поэтому, если ты желаешь обращения грешников к Богу, то проповедуй Мою Псалтирь».*

Дева Мария также сказала Доминику, чтобы во время чтения этой молитвы, он созерцал Тайны Спасения, а потом шел к альбигойцам и делился с ними плодами этого созерцания. Только так он мог обратить еретиков. Протянув Доминику четки, Непорочная Дева Мария исчезла. Так в Церкви родилась молитва Святого Розария.

В этом видении Дева Мария поручает святому Доминику «проповедовать Ее Псалтирь». Что это значит? Во времена Доминика среди верующих была широко распространена молитва на четках под названием «Псалтирь Марии» или «Ангельская Псалтирь», которая состояла из 150 молитв «Радуйся, Мария»  и заменяла собой 150 Псалмов. Для людей, которые были неграмотны и поэтому не могли читать Псалмы, «Псалтирь Марии» заменяла часослов.  Доминик, всегда благоговейно почитавший Пресвятую Богородицу, особенно любил читать «Псалтирь Марии», снова и снова приветствуя Царицу Небесную. Но «Псалтирь Марии» не включала в себя созерцательной части молитвы. Главное отличие между Розарием, в той форме, в какой мы читаем его сегодня, и «Псалтирью Марии» – это размышление и созерцание. Именно созерцание ввел в эту молитву святой Доминик, благодаря наставлению Самой Царицы Небесной. Но что такое созерцание? Ответить на этот вопрос сложно, так как у каждого христианина, живущего глубокой, интенсивной духовной жизнью, есть свой опыт созерцания. Именно поэтому о созерцании написано так много книг. Священник из Ордена траппистов и один из ярчайших христианских писателей XX века Томас Мертон пишет: «Созерцание – это высшее выражение умственной и духовной жизни человека… Это духовное изумление; непроизвольный трепет перед Божественной основой жизни и бытия; благодарность за жизнь, сознание, душу… Другими словами, созерцание стремится познать неотмирного, невыразимого Бога, ощутить Его близость. Оно знает Бога, словно касаясь Его, – вернее, словно Он Сам невидимо коснулся созерцания… Созерцание, о котором я говорю, – не философия… Это не постижение отвлеченных идей, а религиозное восприятие Бога через жизнь в Нем…» 

dominic6

Созерцательная молитва –  это общение человека с Богом в самом центре человеческой личности, в сердце. Созерцание – это не статическое состояние, не самолюбование. Созерцание пронизывает всю жизнь человека и побуждает его к тому, чтобы делиться плодами созерцания с другими людьми. Поэтому созерцание Тайн Розария означает, что мы стремимся всем сердцем проникнуть в глубину Евангельских событий и буквально вплести их в нашу жизнь, словно нити, словно бусины четок.

Почему созерцание Тайн Розария было настолько важно в проповеди еретикам? Дело в том, что альбигойская ересь отрицала воплощение Сына Божия, уча, что тело Иисуса Христа было лишь видимостью. Согласно альбигойской ереси, Бог сотворил только духовный мир, а материальный мир сотворил сатана. Поэтому тело, как и вся материя, воспринималось альбигойцами как зло. А в молитве Розария мы созерцаем воплощение Сына Божия, Его жизнь на земле, Его искупительную Жертву на Кресте, смерть, Воскресение и вознесение на Небеса. И прежде чем проповедовать альбигойцам Тайны Спасения, которые они отвергали, святой Доминик должен был сам созерцать эти Тайны в молитве Розария.

Как капли дождя, падающие на иссохшую землю, так подействовала на святого Доминика встреча с Непорочной Девой Марией. Отчаяние покинуло его сердце, и он вновь почувствовал в себе силы взывать к заблудшим душам, устремляться с проповедью Евангелия к врагам Церкви. Исполняя поручение Пресвятой Богородицы, Доминик действительно обратил очень многих еретиков, а его проповеди становились все более проникновенными. Он также распространил молитву Розария среди верных католиков. Святой Людовик де Монфор в своей книге «Тайна Розария» рассказывает о нескольких удивительных событиях жизни Доминика, связанных со Святым Розарием.

«Озаренный Святым Духом, руководимый Пречистой Девой Марией и умудренный опытом святой Доминик проповедовал молитву Розария всю свою последующую жизнь. Он проповедовал Розарий словами и своим примером, в городах, в деревнях, знатным особам и простолюдинам, ученым и необразованным, католикам и еретикам. Доминик читал Розарий каждый день, и эта молитва стала для него лучшей подготовкой к проповеди и местом встречи с Пресвятой Богородицей после богослужения.

Однажды в праздник святого Иоанна Евангелиста Доминик должен был проповедовать в соборе Нотр Дам в Париже. По своему обыкновению он читал Святой Розарий в Часовне, готовясь к проповеди, когда ему явилась Пречистая Дева Мария и сказала:
– Доминик, то, что ты собираешься сказать на проповеди – очень хорошо, но Я хочу дать тебе проповедь более прекрасную.

Доминик взял книгу, которую ему предложила Дева Мария, внимательно прочел написанную в ней проповедь и, осмыслив ее,  возблагодарил Пресвятую Матерь Божию.

Во время богослужения Доминик взошел на кафедру и несмотря на праздник сказал о святом Иоанне только то, что он оказался достойным быть хранителем Самой Царицы Небесной. Все люди, присутствовавшие на богослужении были теологами и учеными, которые привыкли к неординарным и изысканным дискуссиям; но святой Доминик сказал им, что не желает вести ученые рассуждения, мудрые лишь для мира сего, но что он будет говорить в простоте и кротости Духа Святого. Тогда он начал проповедовать им Святой Розарий и объяснил каждое слово молитвы «Радуйся, Мария» с такой доходчивостью, как если бы говорил малым детям, и при этом он показывал незамысловатые иллюстрации из книги, которую ему дала Пресвятая Дева Мария» .

На одной из проповедей Доминика в Каркассонне присутствовала группа еретиков. Когда Доминик говорил о Святом Розарии, один из еретиков начал глумиться над Тайнами Спасения, которые созерцаются при молитве Розария. Другие еретики стали слушать его, а не святого Доминика, что помешало им услышать Истину. Тогда Господь попустил пятнадцати тысячам демонов войти в тело этого еретика, дабы его страдания послужили уроком, как для него самого, так и для тех, кто уже шел или еще только собирался пойти по его стопам. Мучения одержимого еретика были так ужасны, что родители отвели его к святому Доминику, зная, сколь сильна его молитва. Исполненный сострадания к заблудшей душе, Доминик начал читать Розарий и призвал всех, кто был рядом с ним, делать то же самое. При каждой прочитанной молитве «Радуйся, Мария» Милосердная Царица Небесная изгоняла из тела несчастного еретика сто демонов, образ которых напоминал горящие угли. Таким образом, когда был прочитан весь Розарий, еретик полностью освободился от злых духов. Осознав весь ужас своих грехов, еретик раскаялся и вернулся в Лоно Католической Церкви.

Другой случай произошел несколькими годами позже, когда святой Доминик был в Италии. В Риме жила одна благочестивая женщина, горячая подвижница, которая проводила дни своей жизни в строжайшем аскетизме. Зная немало рассказов о подвигах святого Доминика, она пришла к нему на исповедь. Подвижница ожидала получить от него какое-нибудь наставление в аскетической практике, напоминающее поучения египетских пустынников, однако ее ожидания не оправдались. Епитимья, которую на нее наложил святой Доминик, заключалась в единократном прочтении Розария. Также Доминик посоветовал ей читать Розарий каждый день, дабы становиться все более святой. Этот совет подвижница отвергла, сославшись на то, что для нее вполне достаточно постов, бдений и самобичевания, а на Розарий ей просто не хватит ни сил, ни времени. Женщина, не сумевшая при помощи аскезы стяжать добродетель смирения, вышла из исповедальни разочарованной и с сомнениями в святости Доминика. Но, чтобы исполнить наложенную на нее епитимью, она все-таки прочитала один раз Розарий. Некоторое время спустя, во время молитвы она увидела себя, стоящей перед Судьей – Сыном Божиим Иисусом Христом, а рядом с Ним была Пресвятая Дева Мария и Архангел Михаил, державший весы. На одну чашу весов Архангел положил ее грехи, на другую – добрые дела и аскетические подвиги. И чаша с грехами перевесила… Полная ужаса подвижница бросилась к ногам Царицы Небесной и взмолилась о заступничестве. Тогда Пресвятая Богородица положила на чашу весов с добрыми делами один единственный Розарий, который женщина прочитала в качестве епитимьи. И чаша с добрыми делами мгновенно перевесила! Придя в себя, подвижница поспешила к святому Доминику и раскаялась в том, что отвергала молитву Розария.

Пока святой Доминик побеждал зло заблуждения в сердцах людей оружием веры, сострадания и молитвы, в Лангедоке продолжался лязг клинков, и не переставала проливаться кровь. Но и эта война приближалась к концу. 12 сентября 1213 года в небольшом городке Лангедока, в Мюрете, разразилась кровавая битва, которая стала решающей в Альбигойской войне. В самый разгар сражения при Мюрете святой Доминик, чье сердце разрывалось при виде ненависти, царившей между альбигойцами и католиками, вышел во главе войска крестоносцев, сжимая в руках распятие. Еще совсем недавно Доминик опустил руки в сражении с ересью и не чувствоал в себе сил продолжать борьбу за души людей. Но теперь, укрепленный Святым Духом и оберегаемый Девой Марией Доминик вышел на поле боя как вестник Божией любви и Крестной Жертвы Христа за спасение всех людей. Ни один волос не упал с головы Доминика, в то время как распятие было пронзено множеством стрел. Позже это распятие было выставлено для поклонения в церкви Сэн-Сернэн в Тулузе. Армия крестоносцев победила альбигойцев в битве при Мюрете, Раймонд VI потерпел полное поражение, а жители графства Тулузского склонили свои головы перед преемником Святого Апостола Петра.

Одному доминиканскому монаху Алану де ла Рошу однажды явился в видении святой Доминик и сказал: «Посмотри, сколь чудесных результатов я достиг, проповедуя Святой Розарий! То же самое делай и ты, и каждый, любящий Пречистую Деву Марию, дабы через эту святую молитву привести людей к истинной науке добродетелей» .

В жизни каждого из нас бывают минуты, когда нам кажется, что мы больше не можем бороться, когда мы видим лишь мрак вокруг себя. В такие минуты стоит обратиться к примеру святого Доминика, который во мраке усталости и безысходности молился еще сильнее. И если в этой ночи мы воззовем о помощи к Деве Марии, Она придет к нам как Утренняя Звезда, побеждающая тьму».

*Алан де ля Рош, “De Dignitate Psalterii”

Список использованной литературы:

Как читать Розарий согласно апостольскому посланию Иоанна Павла II. Розарий Девы Марии. Тексты молитв и апостольское послание Rosarium Virginis Mariae в помощь священникам, монашествующим и мирянам.– М.: Издательство Францисканцев, 2003. – 95 с.
Томас Мертон, Семена созерцания.  – М.: Общедоступный Православный Университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2009. – 296 с.
Saint Louis M. Montfort, The Secret of the Rosary. Second Rose, (перев. с англ. яз. авт.)
Saint Louis M. Montfort, The Secret of the Rosary. Third Rose, (перев. с англ. яз. авт.)
Saint Louis M. Montfort, The Secret of the Rosary. Fourth Rose, (перев. с англ. яз. авт.)

Отрывок из книги Ксении Козловой «Святой Доминик – светоч Церкви Христовой».

 

Оставьте комментарий