Римские законы обязывали сыновей воинов также становится под знамена, и в пятнадцать лет Мартин стал воином. Его перевели в Галлию, и в Амьене произошел известный эпизод с умиравшим от холода нищим. Увидев голодного и холодного бродягу, Мартин вспомнил слова Христа: «Я был наг, и вы одели меня», и, сказав нищему: «Друг мой, у меня есть только оружие и одежда», взял меч, рассек пополам свой плащ и отдал половину просящему. Каждый рекрут Римской армии получал как аванс от императора или сената сумму, равную половине обмундирования, другая же половина принадлежала самому рекруту, поэтому Мартин мог дать нищему только то, что принадлежало ему самому, и не было собственностью Римского государства. В следующую ночь Мартин удостоился видения, которое открыло ему, что нищим был сам Христос. Он явился Мартину, облеченным в половину плаща, и сказал окружавшим Его ангелам: «Вот как Меня одел Мартин, простой катехумен».
Юноша в то время всерьез размышлял над тем, чтобы стать христианином. Он оставил армию в возрасте двадцати лет и отправился к Иларию Пиктавийскому. Под его руководством Мартин основал первый в Галлии монастырь в Пуату. Благодаря доброму примеру Мартина, ко Христу обратилась и мать святого, а он сам проявил удивительную стойкость и мужество, защищая Никейский Символ Веры. Жители города Тур так полюбили Мартина, что пленили его, чтобы сделать своим епископом.
Но, даже приняв епископский сан, Мартин Турский продолжал проповедовать по всем окрестным городам. Его сила духа была устрашением для демонов, а учение нанесло язычеству удары, от которых оно не смогло оправиться. Одетый в простую тунику и грубый плащ Мартин проповедовал, путешествуя на осле, в сопровождении нескольких монахов. Он нес слово Христа по Галлии до самой смерти, которую в 397 году встретил словами: «Господи, если надо, оставь меня в живых, я не отказываюсь от труда».
Хотя Мартин и умер за пределами Тура, местные жители настояли на том, чтобы тело их епископа было погребено в их городе. Несмотря на позднюю осень, погода в день погребения святого, как гласит предание, сделалась поистине весенней, а деревья зацвели. Так во французском языке появилось выражение «лето святого Мартина» (аналог русского «бабьего лета»).
К месту погребения Мартина со всей Европы стали стекаться многочисленные паломники. Мартин Турский стал одним из первых святых не-мучеников, широко почитаемых в христианстве. Свои победы король франков Хлодвиг приписывал заступничеству свв. Мартина и Илария, епископ Тура стал небесным покровителем Меровингов, а затем Каролингов и Капетингов, а синий цвет плаща св. Мартина навсегда остался одним из цветов французского флага.