Альберт Великий родился в окрестностях Аугсбурга в семье богатого военного между 1193 и 1206 годом. В юности он изучал филологию и медицину в Венеции и Падуе.
В возрасте около 30 лет он стал горячо молиться Пресвятой Деве, чтобы она указала ему путь, и услышал в своем сердце слова: “Оставь мир и вступи в Орден святого Доминика”, что Альберт и сделал не без сопротивления родственников.
Сначала он стал изучать богословие в Кельне, а затем, став профессором богословия, начал там преподавать. В 1240-41 он открыл для себя Париж и обосновался там, работая над греческими и арабскими текстами. Среди учеников Альберта был Фома Аквинский.
Альберта выбрали провинциалом Германской провинции Ордена, и он стал путешествовать без денег, пешком, посещая многочисленные монастыри, находящиеся в его ведении.
В 1248 году Альберта попросили открыть в Кельне монастырь, полностью отведенный обучению братьев и высшую богословскую школу при нем; он руководил ею до 1254 года. В 1259 году Альберт вместе с Фомой Аквинским упорядочил процесс обучения молодых братьев-проповедников и ввел в курс наук современную ему философию. Альберт ездил из города в город (Вюрцбург, Страсбург, Кельн), а затем, около 1276-77 гг., вернулся в Париж, чтобы утихомирить враждебное отношение университетских богословов к греческой и арабской философии. Альберт написал богатый комментарий к трудам Аристотеля, используя их для осмысления христианской веры.
Святой Альберт оставил значительные труды, особенно в области богословия, естественных наук и философии. Его трактаты были написаны на манер энциклопедии Аристотеля, а труды о естественных науках сохранили для нас мудрость греческих и латинских текстов, дополненных размышлениями арабских философов (в области астрономии, математики, медицины). В трактате “О животных”, например, девятнадцать книг, излагающих, а иногда и критикующих взгляды античных ученых, и семь книг, в которых Альберт делится своими размышлениями, наблюдениями и замечаниями, полученными в частности благодаря общению с охотниками и лесничими. В своей работе “О растениях” святой Альберт классифицировал более четырехсот видов растений.
Альберт Великий был большим почитателем Евхаристии и Девы Марии. Вот один из отрывков из его работ о Евхаристии: “Господь не мог дать нам ничего более полезного, ничего более сладостного, ничего более здорового, ничего более достойного любви, ничего более приспособленного для вечной жизни… Это таинство — таинство Древа, которое приносит плоды жизни… Оно совершает любовь и единение… Это то же самое, как если бы Господь сказал: “Они не могли соединиться со Мной, а я с ними, более близким и телесным образом…” В своей кротости Бог дает себя самого блаженным”…
Значительную часть своего творчества Альберт Великий посвятил Деве Марии, молитвы к которой он любил с детства: “Когда же мы увидим своими глазами кроткий лик Марии, нашей Матери, который столь долго мы созерцали на земле? Когда же мы будем рядом с Ней? Хватит ли у нас упорства? Тогда мы услышим: “Сыновья Мои, вот ваша Матерь. Дети Мои, вот Иисус, ваш брат!”
Когда Альберту было 67 лет, Папа попросил его стать епископом Регенсбурга. Альберт согласился, однако это время оказалось для него полным испытаний. Он умер 15 ноября 1280 года и был похоронен в Кельне, в доминиканском храме.
Всеми своими трудами Альберт Великий свидетельствует о гармонии человеческих знаний: “Своим великолепным примером он напоминает нам о том, что между наукой и верой, между истиной и благом, между догматами и святостью нет никакого противостояния, напротив, между ними существует близкое взаимодействие (…). Могучий голос Альберта Великого красноречиво показывает нам, что истинная наука, также как вера и жизнь, ориентированная на веру, могут примириться в человеческом духе, и что они даже обязаны сделать это, поскольку сверхъестественная вера является одновременно дополнением и самым совершенным венцом науки”. (Пий XI в “Thesaurus sapientiale “, 16 декабря 1931 года).
Альберт Великий был не только великим ученым и созерцателем. Его деятельная жизнь также принесла множество плодов. Его нередко приглашали рассудить религиозные или политические споры. Пий XI сказал о нем: “Альберт, который на протяжении своей жизни также энергично, как и успешно, трудился над тем, чтобы вернуть мир между государствами и принцами, между народами и личностями, предстает перед нами как истинный пример мирового посредника. Он в высокой степени обладал даром примирения, благодаря славе, заработанной твердостью в области вероучения и репутацией святой жизни”.
К лику блаженных Альберт Великий был причислен в 1622 году, а в 1931 году святой Альберт Великий.