Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Евангелия ничего не говорят о детстве Девы Марии, но люди всегда пытались домыслить, каким оно было. Апокрифическое Протоевангелие Иакова рассказывает, что когда Марии было три года, родители, Иоаким и Анна, привели Ее в Храм. “И сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём Храм Господнень”. “И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля”. За апокрифическим повествованием кроется вполне церковная мысль о том, что сердце Марии всегда было отдано Богу.

Появление праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы связано с освящением базилики Святой Марии неподалеку от разрушенного Иерусалимского Храма, где Пресвятая Дева, якобы, провела свое детство, посвятив себя служению Богу. Освящение этой церкви состоялось 21 ноября 543 года.

В Константинополе Введение во Храм праздновалось с восьмого века, и св. Андрей Критский, умерший в 740 году, presentation1посвящает этому празднику свои проповеди. В течение восьмого века этот праздник распространился во всех Восточных Церквях и стал одним из самых любимых. Он даже вошел в число двунадесятых праздников Православной Церкви, его икона в Храмах находится в иконостасе.

В крипте св. Максимилиана на юге Франции на одном из надгробий пятого века изображена Богородица Оранта с надписью на плохой латыни: “Дева Мария служит в Иерусалимском Храме”. Однако, известно, что в то время праздник Введения на Западе еще не отмечался. Он появился позднее, в девятом веке, когда в Италии стали обосновываться восточные монахи, которые скрывались от мусульман.

В четырнадцатом веке богослужебные тексты для литургического воспоминания Введения во Храм составил Филипп де Мезьер, и его друг Папа Григорий XI, который находился в Авиньоне, благословил чин праздника. В то время Введение во Храм  уже отмечалось в Лионе. Однако понтифик не сделал празднование Введения повсеместным. 

В Англии его начали отмечать незадолго до норманнского завоевания, в Венгрии — в начале тринадцатого века. По всей Церкви праздник распространился в правление Сикста IV (в 1472).  В Римском же миссале Введение Пресвятой Богородицы упоминается с 1505 года, хотя с 1568 по 1585 его празднование было отменено Папой Пием V.

Св. Альфонс Мария Лигуори

О Мария, возлюбленное дитя Божие, я не смог подарить Тебе и Тебе посвятить первые годы своей жизни, подобно тому, как Ты принесла себя и посвятила Господу в Храме. Увы мне! Мои первые годы уже далеко от меня! Я потратил столь драгоценное время, служа миру, и забыл Тебя, слушая голос своих страстей. Но все же, лучше поздно начать служить Тебе, чем все время оставаться непокорным. Ныне прихожу, принося всего себя и отдавая на служение Тебе, через Твои благословенные руки я посвящаю своему Творцу хотя бы ту малость, которую мне остается прожить на земле.  Я даю Тебе свой дух, чтобы он был непрестанно обращен к Тебе, и свое сердце, чтобы оно любило Тебя вовеки. Прими, Святая Дева, жертву бедного грешника, заклинаю Тебя памятью несказанного утешения, которое Ты испытала, принося себя Богу в Храме. Укрепи меня в слабости, и своим заступничеством испроси у Иисуса для меня благодать быть верным Ему и Тебе до смерти, чтобы, послужив Тебе всем сердцем во время земной жизни, я удостоился участия в славе и вечном блаженстве избранных. Аминь.

 

Оставьте комментарий