В последнюю неделю до Рождества Церковь уделяет особое внимание ветхозаветным пророчествам о пришествии Мессии. С 17 по 23 декабря в Церкви поются особые антифоны, которые называют великими антифонами или антифонами “О” (от возгласа, с которого они начинаются). Антифоны обычно исполняются до и после Песни Богородицы (Magnificat). На эти антифоны ссылается также и стих перед Евангелием на св. Мессе в эти дни.
История “О” восходит к VI веку. В Римской литургии было семь таких антифонов, в Германии, Льеже и Париже добавляли антифон Деве Марии: “O Virgo Virginum!” и архангелу Гавриилу: “O Gabriel!”, иногда и апостолу Фоме, чей праздник отмечался 21 декабря: “O Thomas Didymus!” Были и такие церкви, где антифонов было двенадцать. К тем, о которых мы уже сказали, добавлялись еще три: “O Rex pacifice!”, “O mundi Domina!” и “O Hierusalem!”.
Первоначально антифоны пели во время песни Захарии на утрене. В IX веке их перенесли на вечерню. Церковь выбрала вечернее время для пения этих антифонов — проникновенных воззваний к Божиему Сыну — поскольку Мессия пришел “под вечер мира”, vergente mundi vespere. Антифоны поются до и после Песни Богородицы, чтобы подчеркнуть, что Христос грядет в мир через Нее. В некоторых церквях для особой торжественности их повторяли после каждого стиха песни Богородицы.
Антифоны “О” считаются душой Адвента, они постепенно вводят нас в праздник Рождества. Они являют собой квинтэссенцию пророчеств Израиля и словно набрасывают портрет грядущего Мессии. Последовательность антифонов неслучайна, они постепенно ведут нас от вечности к вратам Вифлеема. Сын Божий предстает перед нами сначала в Своем предвечном рождении от Отца, потом через Ветхий Завет, затем в Своей природе и, наконец, мы видим Его как искупителя язычников, Бога-с-нами.
”До прихода Сына Божия во плоти, мы были в неведении (1-й антифон) или слепоте, достойными вечной кары (2-й), рабами лукавого (3-й), связанными пороком и грехом (4-й), погрязшими во тьме (5-й ) и изгнанными из отчизны (6-й). Поэтому мы нуждаемся в Учителе (1-й), Искупителе (2-й), Освободителе (3-й), Руководителе (4-й), Просветителе (5-й) и Спасителе (6-й и 7-й). (Жак де Воражин)
Все антифоны говорят, в конечном счете, об искуплении. Их богословие — это богословие воплощения Божьего Сына, искупления, продолжение истории спасения до конца времен. Они намекают на то, что литургия Адвента, как и литургия Рождества, построена на Пасхальной Тайне.
Антифоны начинаются с возгласа “О” и воззвания ко Христу, который прославляется под одним из Его имен, известных из Писания. Первая часть каждого антифона взята из Священного Писания или вдохновлена им, во второй части повторяется, как в литании, призыв, вдохновенный крик всего народа, чтобы Господь пришел, и этим пришествием спас и преобразил нас.
Отвечает ли Господь на этот зов? Посмотрите внимательно на текст антифонов. Начальные буквы титулов Христа составляют акростих:
Sapientia (Мудрость)
Adonai (Адонаи, Господь)
Radix (Отрасль)
Clavis (Ключ)
Oriens (Восходящее Солнце)
Rex (Царь)
Emmanuel (Эммануил)
Если прочитать их в обратном порядке, мы увидим ответ самого Господа. “ERO CRAS” на латыни значит “Завтра Я буду здесь”.
Юля Иванова