Евангельский контекст этой доктрины нам хорошо известен. «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», говорит Христос апостолу (Мф. 16:18-19). «Паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин. 21), говорит воскресший Господь тому же ученику.
Если бы Он хотел, чтобы камень (основание) было коллегиальным, Он мог бы так и сказать. Если бы Он считал, что апостолы могут решить это сами, Он бы сказал это – или просто бы ничего не говорил об этом и дал бы им решить это самим. Но он говорит, и говорит дважды: ты камень, тебе дам ключи, ты паси.
«Иисус Христос, вечный пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом, и пожелал, чтобы их преемники, то есть Епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века, — сказано в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium. – А для того, чтобы этот епископат был един и неделим, Он поставил во главе других Апостолов блаженного Петра и в нем заложил постоянное и зримое начало и основание единства веры и общения».
В этом же тексте объясняется, как соотносится коллегиальность с единоначалием: «Господь поставил одного Симона как скалу и ключаря Церкви и сделал его Пастырем всего Своего стада; но, как известно, власть вязать и разрешать, данная Петру, была дана также собору Апостолов, соединенному со своим Главой. Поскольку этот собор, или Коллегия, состоит из многих членов, она выражает многообразие и вселенскость Народа Божия; поскольку же она собрана под одним Главой, она выражает единство стада Христова».
Единство и преемственность – это то, о чем мы думаем сегодня, когда размышляем об празднике кафедры апостола Петра. Христос поставил Петра единым пастырем, и это на видимом уровне знаменует единство Церкви. Вслед за Петром римскую кафедру занимают его преемники – и Церковь живет не прерываясь, а органически передавая оставленное Христом из рук в руки.
Сегодня на престоле Петра сидит человек, каждым своим действием отвечающий на вопрос, зачем Церкви папа. Затем, что когда этот престол занимает человек простой – и тонкий, глубокий – и человечный, глубоко укорененный в вере – и говорящий на одном языке с миром, — это очень важно и очень значимо. У Церкви всегда есть лицо. Хорошо, что есть папа, и особенно хорошо, когда это такой папа.
Единство и преемственность становятся особенно важными в наше время – на самых разных уровнях жизни. Разумеется, единство Церкви держится прежде всего на Христе, однако и роль его викария велика.
В атомизированном мире, где каждый как будто бы может быть сам по себе, этот праздник напоминает о значимости и о драгоценности единства. Быть вместе – одновременно и очень сложная задача, и самое естественное положение дел. Быть вместе в самом главном – важно особенно.
В мире, где слишком много информации и вещей, чтобы что-нибудь помнить или о чем-нибудь долго думать, мысль о преемственности напоминает, что мир не родился вместе с тобой, что он развивается, используя прошлое, развивая и продолжая его. Мы не начинаем с чистого листа и не сражаемся в пустоте. Внешне многое меняется, но по сути мы имеем дело с одними и теми же задачами и проблемами. Это в высшей степени утешительная мысль – и это правда. Жить в мире, где до тебя ничего не было и где тебя ничто не объединяет с другими, было бы куда как непросто.
С. Гуркин