Отвечая на этот вопрос, Христос поясняет ученикам, что Бог видит реальность не так, как человек, что Его мысли, логика и пути сильно отличаются от нашего способа мышления. Но об этом, чуть позже. А пока нужно сказать, что в Евангелии четвертого воскресенья Великого Поста мы можем увидеть не только рождение веры, но и ее развитие и укрепление. Я бы сказал, что событие, описанное Иоанном, прообразует таинства Крещения и Миропомазания.
Христос, помазав глаза Слепому, посылает его умыться в купальне, как в крещальной купели. Плодом этого омовения в Прозревшем становится не одна только новая для него способность видеть окружающее. В нем рождается вера, просвещающая сердце и разум. Она позволяет этому человеку, начав от констатации факта исцеления прийти к исповеданию веры в Сына Человеческого. На этом пути ему приходится вступать в богословский спор с фарисеями и отстаивать Истину, которая для него постепенно становится все более ясной и близкой. Просто поразительно, как этот простой человек «рожденный во грехах» утер нос «праведным» и образованным фарисеям! Поэтому я и сказал, что этот фрагмент Евангелия прообразует не только таинство Крещения, благодаря которому омытый в воде и просвещенный истинным светом человек, может принимать от Бога духовное молоко, но и таинство Конфирмации, которое укрепляет христианина и помогает ему сознательно исповедовать свою веру и стойко защищать ее в случае необходимости.
Мы видим сегодня, как Прозревший человек начинает смотреть на мир по-другому. Не как слепые духовно фарисеи и книжники, но чистым, здоровым взором позволяющим увидеть Истину, и логику Божьего Промысла без примеси суеверий, и благодаря этому жить не в страхе перед наказанием, а в радости Богообщения.
Итак, давайте вернемся теперь к тому, с чего мы начали и постараемся услышать, что говорит нам Господь. «Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?» Не секрет, что от христиан частенько можно услышать мнение, что болезни, а еще в большей степени житейские неудачи, являются расплатой за грехи наших предков. На полном серьезе некоторые христиане говорят о «родовом проклятии» и подобных вещах, ссылаясь при этом на Священное Писание. Несомненно, некоторая связь между грехами родителей и болезнями детей существует, да и наши собственные грехи могут привести к проблемам со здоровьем. Ни для кого не секрет, что существуют наследственные заболевания и злоупотребление, например, алкоголем, приводит к целому букету различных болезней, как в самом грешнике, так и в его потомках. Но ведь в данном вопросе речь идет не о причинно-следственной связи естественного порядка, а совсем о другом, о волевом решении Бога покарать грешника, возложив вину и ответственность за его преступления на совершенно неповинных в этом потомков. И действительно, в Священном Писании мы читаем следующие слова из Книги Исхода: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Однако, этими словами Господь хочет не напугать нас, а показать, что Его любовь и благословение простирается несравнимо дальше гнева. Также в Ветхом Завете мы читаем, что грехи царей Израиля бывали причиной последующих несчастий. И это правда. Но даже если сосредоточиться только на этих фактах наказания потомков «до третьего и четвертого рода», то и этим Божественное откровение не ограничивается. Сам Господь позже отменяет это правило. Как раз в связи с жалобами Израиля на такую несправедливость, Бог через пророка Иезекииля говорит Своему избранному народу: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». Таким образом, вновь Божественное милосердие превышает Божественную справедливость, и гнев Божий желает усмиряться искренним покаянием. Господь говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был». Более того, Бог не просто этого хочет, но Сам все делает прощения грешников. Он становится нашим Защитником. Поэтому отныне, даже если кто-то и согрешит, то по слову Апостола Иоанна «имеет ходатая перед Отцом».
Слепорожденный в споре с фарисеями, оказался более мудрым именно потому, что увидел вещи в новом свете, свете благодатной веры. Божественный свет, полученный им при исцелении, позволил ему увидеть не зло, которое якобы совершил его Благодетель, преступив предписание, но силу Божьего милосердия, которое не стеснено никакими законами и границами. Также и мы, возлюбленные, будучи просвещены светом веры при Крещении и Миропомазании призваны взирать на мир не в ветхости грешного человека, угнетенного бременем закона и страхом перед карой за его нарушение, но в свободе детей Божиих, живущих по закону любви и благодати, являя миру славу Божию. Аминь.