Канонизация – (canonisatio, от греч. глагола κανονίζειν — узаконивать) – узаконивание, утверждение особым постановлением высшей церковной власти умершего подвижника веры и благочестия как святого. В ранней Церкви составляли сборники – менологии (μενολόγιοι – месяцесловы) и календари, куда вносили имена почитаемых христиан, ветхозаветных патриархов и пророков. Свидетельство о почитании всей Церковью апостолов встречается не ранее IV в., так же, как и почитание святых мучеников впервые упомянуто в проповеди Иоанна Златоуста.
К тому же IV в. относится установление высшей церковной властью праздников в честь Иисуса Христа и Богородицы, а также в честь святых – это и было их канонизацией в ранней Церкви.
Первые тридцать Пап Римских были причислены к сонму святых как мученики и исповедники веры. Кроме того, святыми почитали и благочестивых царей, — к примеру, равноапостольных Константина и Елену.
B IV веке появляются и новые категории святых: преподобные – из монахов-подвижников, чье признание было основано на их личном благочестии и заслугах; святые отцы церкви и святые иерархи.
Иногда преподобных, которые славились прозорливостью и чудесами, провозглашал святыми сам народ Божий – и в их честь строили храмы и часовни уже при жизни.
Преподобных сначала почитали в монастырях и епархиях, где они жили. А если в дальнейшем становились известны совершенные ими при жизни или по смерти чудеса, почитание их распространялось по всей Церкви.
Начало современному процессу канонизации положил Карл Великий (742-814). В его указах (капитуляриях) было сказано, что почитанию святого должно предшествовать признание его святости местной церковной властью.
Со времен Папы Александра III (1159 – 1181) канонизация стала исключительным правом Верховного Понтифика.
Процесс канонизации проходит в три этапа:
- 1. Если кандидат был известен благочестивой жизнью, то в местности, где он жил, разрешается именовать его «блаженной памяти рабом Божиим» (piae memoriae servus Dei);
- 2. по желанию народа Божьего и по представлению местного клира и епископа, Конгрегация по Священным обрядам и церемониям (Congregatio pro Sacri Ritibus et Caeremoniis) проводит троекратное исследование жизни будущего святого, и если подтвердится, что его жизнь была непорочной и святой, а особенно, если окажется, что он при жизни или по смерти творил чудеса, его называют блаженным (beatus);
- 3. Если после этого становятся известными его новые чудеса, которые затем подтверждаются в установленном порядке, ставится вопрос о канонизации. Наконец, при положительном решения Конгрегации, Папа Римский ex cathedra провозглашает его святость особой буллой.
Канонизация сразу двух Верховных Понтификов очень символична: блаженный Иоанн XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли) принял решение о созыве Второго Ватиканского Собора (1962-1965), а Кароль Войтыла (будущий блаженный Папа Иоанн Павел II) принадлежал к епископам, которые поддержали это решение по обновлению Вселенской Церкви.
Для канонизации блаженного Папы Иоанна XXIII (1958-1963) и блаженного Папы Иоанна Павла II (1978-2005) выбрано 27 апреля 2014 г. – праздник Божьего Милосердия.
В «Фестивале святости», как назвали этот день журналисты, примут участие около тысячи кардиналов, епископов и священников.
От нашего прихода в Рим отправится группа паломников.
Видео “Паломники едут в Рим” по ссылке.