Обзор постсоборного и соборного законодательства показывает, таким образом, что базилики являются ecclesiae maiores, и что как таковые они имеют особые обязательства в сфере священной музыки и торжественной литургии. Кому много дано, с того много и спросится. Эти обязанности никоим образом не были отменены соборными литургическими реформами, и потому дособорные установления должны считаться все еще определяющими священную музыку в этой части. Открыв для себя литургический закон, сложившийся и применяемый к базиликам, теперь мы можем обратиться к декрету «Domus Dei» 1968 года.
Литургические правила священной музыки, которые мы только что обозрели, безусловно, придают особый смысл фразе декрета «Domus Dei» о том, что базилики должны быть «центрами особого литургического и пастырского рвения». Декрет можно разделить на три части: 1. Условия; 2. Обязательства; 3. Привилегии. Он завершается двумя обобщающими установлениями.
Первый раздел перечисляет четыре условия, открывающие возможность пожалования титула Меньшой базилики. Храм-кандидат должен быть «сияющим центром религиозной и пастырской жизни». Литургия, в особенности Евхаристия, должна праздноваться здесь с наивысшим достоинством (omnimodo cum dignitate). Инструкция 1958 года использует похожее выражение, «peculiare decore et solemnitate», а затем добавляет, в порядке объяснения «id est cantu et musica sacra exornatae». Также необходимо, чтобы «достаточное количество священников» было приписано к причту этой церкви. В завершение, церковь-кандидат должна иметь хор. Вкратце, церковь-кандидат должна обладать человеческими ресурсами, необходимыми для торжественного празднования литургии.
Декрет требует, чтобы церковь-кандидат была освящена или, как устанавливает Кодекс 1983 года, благословлена. Это предполагает некоторое постоянство и материальную безопасность для пребывания в своем положении в обозримом будущем. Более того, церковь-кандидат должна быть достаточного размера и художественной красоты. Размер и красота убранства связывают сегодняшние базилики с величественными постройками времен Константина, давшими им свое имя. Здесь подразумеваются достаточные финансовые возможности для постройки и содержания столь великолепного здания, его священных облачений, священных сосудов и служителей.
Церковь, удостоенная титула Меньшой базилики, должна праздновать с особой торжественностью (signulari cum solemnitate) праздник Кафедры апостола Петра (22 февраля), праздники святых Петра и Павла (29 июня), а также годовщину интронизации правящего Папы. Это обязательство высвечивает одновременно особые связи базилики с престолом Петра и особый долг, который она имеет как ecclesia maiora по отношению к торжественной литургии и священной музыке. Как объясняет Инструкция 1958 года, торжественная литургия должна сопровождаться пением и священной музыкой. Декрет добавляет, что желательно, дабы в каждой базилике совершалась одна или две латинских Мессы, в особенности в праздничные дни. При их совершении дóлжно использовать григорианское пение и священную полифонию.
Среди привилегий упомянуто, что ректор базилики (именно ректором именуется настоятель такого храма – прим. пер.) в хоре носит поверх стихаря черную шелковую моцетту с красной выпушкой, петлями и пуговицами. И вновь мы видим связь с престолом Петра и торжественной литургией. Шелк закреплен за папским двором, а красный – папский цвет. Пожалование этого роскошного хорового одеяния, наряду с реформой хорового облачения каноников в 1970 году, также предоставляет четкие доказательства обязанностей базилик по торжественному служению Часов. Ректор базилики не будет, разумеется, надевать моцетту во время совершения Святой Мессы, но лишь на служении литургии Часов. Совершенно ясно, что, если только пожалование не совершено зря, торжественно, в сопровождении священной музыки, в базилике должна совершаться и некоторая часть литургии Часов. Надо думать, что это может быть одна из ее «осей» – Утреня или Вечерня.
Первая статья из двух заключительных общих норм Декрета очень необычна. Она устанавливает, что «церкви, которые уже были удостоены титула базилики, должны, насколько возможно, привести себя в соответствие с условиями и обязанностями, поименованными выше». Вкратце это означает, что все эти условия и обязанности имеют обратную силу и управляют всеми базиликами, в том числе и теми, что были возведены в это достоинство до выпуска «Domus Dei». 5-й канон говорит нам, что закон, как правило, устанавливает нормы лишь на будущее. Здесь, тем не менее, он в известной мере ретроактивен. Разделы, перечисляющие условия и обязательства, касающиеся священной музыки и торжественной литургии, таким образом, относятся ко всем базиликам. Раздел об «условиях» пожалования может быть, напротив, применен только к церквям, которым титул базилики был пожалован после выхода «Domus Dei». В соответствии с каноном 4, традиционные пожалования остаются в силе для тех базилик, что были возведены в этот ранг до «Domus Dei».
Итак, каковы же обязанности базилики относительно священной музыки и торжественной литургии? Суммируя «Domus Dei» и действующие литургические законы, мы можем сказать, что для каждой Меньшой базилики необходимой обязанностью является празднование с торжественностью литургии (особенно Евхаристии, но и литургии Часов также); особая забота о поддержании и развитии хора, коль скоро священная музыка является неотъемлемой частью торжественной литургии; наличие в репертуаре хора шедевров церковной музыки, без ограничения хорового пения лишь современными произведениями; включение в этот репертуар священной полифонии, и, в то же самое время, отведение должного места григорианскому пению – истинной музыке латинской Церкви; празднование Евхаристии на латыни, особенно – в праздничные дни (с использованием, разумеется, реформированного Вторым Ватиканским собором чина).
Закон не есть набор идеальных формул. Закон может вдохновляться идеалами, но отличительной характеристикой закона является то, что он не только побуждает. Скорее, он повелевает. Закон – это императив. Это поднимает вопрос о соответствии. Не так давно один обозреватель написал: «Можно объехать целые епархии и не найти ни единой совершаемой латинской Мессы… Во многих местах григорианское пение, священная полифония и хоры, видимо, исчезли, в то время как мы все поем, как умеем, новые гимны, некоторые из которых хороши, а некоторые – банальны».
Если такова реальность, то видится пространство для серьезного усовершенствования. Есть надежда, что оно воспоследует. В конце концов, «Domus Dei» явственно выражает соборное видение Церкви как народа Божия и степеней служения. Клирики служат мирянам. Миряне служат всему миру. Более того, есть и возможность наказания. Папа Лев XII лишил как минимум одну римскую церковь титула базилики, когда она уже более не соответствовала условиям своего ранга.
В последние годы наблюдается возрождение священной музыки – в концертных залах. Все чаще дирижеры включают в программы концертов части Мессы и другие сочинения. Но эта музыка по сути своей написана для литургии. Нет никаких извинительных оснований для того, чтобы эта священная музыка не исполнялась во время Мессы в базиликах. Дабы изгнать григорианский хорал и полифонию в концертные залы, следовало бы переписать установление «Sacrosanctum concilium», чтобы оно читалось как: «сокровищница священной музыки должна культивироваться и сохраняться с превеликим тщанием в филармониях» (и то же самое – о богослужебном языке). Ясно как день, что такая «правка» есть беззаконие. Она урезает Конституцию о литургии до уровня соборного послания музыкантам.
Музыканты Меньших базилик обладают счастливой перспективой оказаться на переднем крае музыкальной жизни, исполняя при этом папские узаконения о священной музыке и Меньших базиликах. Им нужно лишь уподобиться своим светским коллегам и открыть сокровищницу священной музыки, возвратив ее в те стены, для которых она была написана, – в церковь. Если они возродят свои хоры, вернут жемчужины священной музыки в свои литургии и восстановят древний язык Латинской Церкви в своих службах, они всего лишь исполнят то, чего желали от них Пий X, Пий XI, Пий XII и Второй Ватиканский собор, и что литургический закон о священной музыке и декрет «Domus Dei» повелели им совершить.
Перев. А. Медведевой