Теперь, когда в Летнем саду установлены копии, наши ангелы и евангелисты – старейшая мраморная скульптура, стоящая на открытом воздухе в центре Петербурга (если не считать исторических некрополей). Статуи, предположительно итальянской работы, были изготовлены во второй половине XVIII столетия и с тех пор не покидали крышу нашего храма. Они не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с высоты 24-х метров на главную улицу города.
Интересно, что центральная группа ангелов с крестом, несомненно барочная по стилистике, очень похожа на изображение на первом проекте Ж.-Б. Валлен-Деламота, датированном 1761 годом, тогда как все остальное решение проекта разительно отличается от окончательного воплощения. Святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн (именно в таком порядке, слева направо при взгляде с Невского проспекта, и стоят они на аттике фасада), являют собой уже переходный тип от барокко к классицизму. Таким образом, даже общая композиция скульптурного декора главного фасада храма иллюстрирует долгую и переменчивую историю его строительства.
Авторство, история изготовления и происхождение скульптур на фасаде базилики святой Екатерины пока не известны. Статуи очень сильно пострадали от времени и климата. Ангелочки центральной группы лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, выветривание сгладило черты ликов и детали одеяний, у апостола Иоанна утрачена кисть правой руки. Все статуи многократно скреплялись с задней стороны металлическими скобами, количество которых доходит до 15 на одной фигуре. Последняя реставрация проходила в 2000 году, но состояние скульптур прогрессирующе ухудшалось, и в 2013 году было признано аварийным.
Что будет теперь? Впервые в истории нашего храма скульптуру с фасада снимут. Демонтаж тоже очень труден, ведь каждая из фигур евангелистов – высотой 3 метра и весит более 3-х тонн. Никто не знает ни точного веса, ни всех деталей крепления фигур. Мраморные оригиналы будут полностью отреставрированы в условиях мастерской. Но итальянский белый мрамор не живет в петербургском климате так долго, поэтому принято решение об изготовлении копий по технологии, аналогичной использованной в Летнем саду. Копии, восполненные до первоначальной моделировки, вернутся на фасад. Проект дорогой и очень трудоемкий, финансирование 2014 года – только первый этап, его хватит на реставрацию оригиналов и копирование центральной группы. В конце года она будет вновь смонтирована на фасаде. Надеемся, что в следующем году, как запланировано, работы будут продолжены.
Мы благодарим Правительство города, уже второй год финансирующее реставрационные работы на главном фасаде нашего храма. Общими усилиями базилика святой Екатерины сможет вернуть себе исторический облик, сделавший католическую церковь на Невском проспекте Петербурга жемчужиной культурного наследия всей России.
Анастасия Медведева