И как-то сам собой продолжился разговор о человеческой семье – как живет она в наше время, что пишут о ней в книгах для детей и подростков?
Из проповеди: «Иисус соединяет брак с Божьим замыслом о нём – «сначала не было так», и мы видим, как Его слова раскрываются в Послании к Ефесянам: « …оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Еф 5:31-32). И когда мужчина встречает ту самую женщину, помощницу, подругу, человека, равного ему, то согласно первоначальному замыслу о браке они становятся одной плотью в любви. Да, первородный грех мешает осуществлению Божьего замысла: и цель жизни – дать жизнь станет мукой, отношения между мужчиной и женщиной всегда будут под угрозой господства одного из них и рабского положения другого – это наследие греха».
Кто не знает, как непросто жить семье в мире, который «…весь лежит во зле»? (1 Ин 5:19). И всегда ли понятно, что семейные неурядицы и есть наследие того греха, который был соделан не просто женщиной и мужчиной, но в лоне семьи? Разве не изнутри семьи грех разделил мужа и жену с Богом и между собою еще в Эдемском саду? Помните: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». (Быт 3:11-13).
Не это ли незаметный исток всех раздоров – не повиниться перед Богом, а назвать другого причиной своих не лучших поступков? Бог знает… Первенец Адама и Евы тоже не послушал Бога: «…если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт 4:7) и стал братоубийцей. Семья Адама и Евы не распалась после изгнания из Эдема, не распадаются и многие наши семьи, но как справляются подростковые книжки с описанием одиночества, страхов и даже ужаса, которые дети могут переживать в семьях, более или менее явно живущих в том самом наследии греха?
Книги, если почитать их внимательно, справляются хорошо – деликатно и с выдержкой описывают самое страшное, не судят родителей за их неприглядные поступки, а показывают, в чем их трудности, и не забывают про взрослых, могущих поддержать и защитить подростка, тех, за кем скрывается Христос. Но иногда Он действует и прямо, как один из героев – к примеру, в этой книжке об очень непростой жизни подчеркнуто христианской семьи:
«– Иисус? – позвал Томас. – Что, Томас? – Ты можешь помочь папе? – Боюсь, что нет. – Жалко, но Томас понимал, что некоторых людей спасти непросто. Нельзя просить у Господа Иисуса невозможного. … Томас заснул, а Иисус поднялся к Себе на небо. Ангелы ждали Его с обеспокоенными лицами и глубоко вздыхали. – Как дела у Томаса? – спросил один ангел. – Да, как он там? – вторили другие, хором примерно в сто голосов. Тут надо сказать, все они были безнадежно влюблены в Томаса. – С ним всё будет хорошо, – сказал Иисус».Г. Кёйер. Книга всех вещей. Вот несколько таких книг:
Из проповеди: «Но на самом деле грех не окончательно уничтожил Божий Промысел и не до конца мешает его осуществлению. Иисус Христос, можно сказать. «придумал решение» – установил таинства, которые дают людям благодать, помогающую достигать состояния до грехопадения, когда человек живет благодатью и в полноте общения с Богом. Все таинства, кроме одного, которое было задумано Богом при творении – естественное таинство брака. Первородный грех исказил отношения между людьми и препятствует достижению цели брака, которую дал Бог – быть одной плотью. Вот почему когда Иисуса Христа спрашивают о браке и о разводе, от отвечает как пророк – протологически, то есть возвращает к тому, как было при творении, и несмотря на то, что Моисей разрешил развод, призывает осуществлять первоначальный замысел Бога, и для этого Он дает таинству браку благодать, как и всем таинствам».
Можем ли мы найти точку опоры, которая дает человеку не идти на поводу у искаженной грехом природы, а воспринять благодать, и по мере сил осуществлять тот самый первоначальный замысел Бога о нем самом и о единстве двоих в таинстве брака? Да, если захотим, как те пастухи, что сначала забирали у Исаака колодцы, которые он выкопал в долине, а потом пришли и сказали: «…мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: … заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром, теперь ты благословен Господом».(Быт 26:28-29). Не это ли искомая точка опоры: говорить друг другу или просто думать: «Господь с тобою… ты благословен Господом, я верю, что ты будешь добр»?
« – Нет, Джон! Я ничего не смыслю в вашей политике, но я твердо знаю: мой долг накормить голодного и утешить страждущего. Так вот, я подчиняюсь тому, что повелевает мне моя совесть, а не ваш закон. – А что, если твой поступок повлечет за собой серьезные общественные бедствия? – Я знаю, что этого не может быть. Всегда следует поступать так, как подсказывает сердце. – Удели мне одну минуту внимания, Мэри, и я приведу тебе неопровержимое доказательство… – Нет, Джон, говори хоть всю ночь напролет, тебе не удастся меня переубедить. И я спрашиваю тебя, Джон: прогнал бы ты из своего дома человека, умирающего от голода и холода, только потому, что этот человек – беглый раб? Сделал бы ты это? Скажи прямо! – Мы вынуждены признать, что наш сенатор был человек отзывчивый и мягкий. Жена это прекрасно знала и вела наступление на плохо защищенные позиции. – Хотела бы я поглядеть, – настойчиво продолжала она, – как бы ты поступил: мог бы ты прогнать от своих дверей женщину в снежную метель или же выдать ее, чтобы ее засадили в тюрьму? Нет, нет, скажи: прогнал бы? Да? – Это был бы очень тягостный долг, – печальным тоном проговорил мистер Бёрд. – Долг, Джон? Не произноси таких слов! Ты сам знаешь, что вовсе не в этом твой долг. И незачем всем и каждому ополчаться против них. И хоть закон, хоть нет – а я не подчинюсь ему, Боже меня сохрани!..». Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
И разве не утешительно читать книги, где родители вместе держат однажды созданную семью на плаву, не только в детстве, но и будучи взрослым?
Из проповеди: «Нет сомнений, что это учение о браке происходит от Иисуса Христа, поскольку мы находим его и у апостола Павла, и у евангелиста Марка, которые не знали друг друга, у остальных синоптиков. Учение это не могли придумать ни апостолы, ни впоследствии Церковь, потому что по закону и практике среды, в которой они находились, развод был делом обычным. Иисус Христос заповедует идеал этого таинства, но это очень трудная заповедь, что видно по реакции учеников: «…если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». (Мф 19:10). Идеал прежде всего мистический, который основан на настоящей любви, требующей готовности, и больше чем готовности – к верности, самоотдаче, самопожертвованию и открытости».
Кто не задавал себе вопроса: возможно ли быть человеку в такой готовности в обычной жизни, в серых буднях, а не тогда, когда беда собирает все наши силы и мы способны совершать подвиги ради наших домашних? В трудах и заботах каждого дня, когда не горит сердце от прекрасных евангельских слов, как бы ни были мы согласны с ними умом? Или когда грустно и одиноко и не ладятся дела? Какие же слова Христа отзываются эхом в опыте той самой настоящей будничной любви к ближнему в семье, в книгах, которые мы хотим предложить детям и подросткам? Наверно, вот эти: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Мф 7:12). Это ли не «правила жизненного движения» на каждый день?
Из проповеди: Когда в Послании к Ефесянам автор говорит о браке, он прекрасно понимает, что «великая тайна Христа и Церкви» это люди, мужчины и женщины, готовые как Иисус Христос, забывать о себе и отдавать жизнь за другого. И тогда они приходят к пониманию, что быть одной плотью – не значит быть мучениками и отдать жизнь в одно мгновение. Быть одной плотью, жить для другого человека, который есть твоя плоть, требует ежедневного мученичества – в прощении, благословении, диалоге, помощи, верности. Потому-то при венчании по некоторым восточным обрядам над головами жениха и невесты держат царские венцы, в то время как хор поёт о мучениках – царское венчание это увенчание тернием, как было с Иисусом Христом, Который царствует, любя и страдая».
Если бы можно было только царствовать и любить… Наверно, так предполагалось в Эдеме, и так точно будет в небесном Иерусалиме, который «…не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою…». (Откр 21:23-24). Но между этими двумя местами, которые Бог из любви уготовал для человека, пролегла пропасть нашего грехопадения, которую ни обойти, ни перепрыгнуть, ни закрыть на неё глаза, сказав, что человек способен жить по райским меркам любви без того, чтобы идти за Христом на Голгофу. Хочет ли кто страдать, а особенно в семье? И видеть страдания своих детей? Но разве нет моста через пропасть? Ведь это путь, который проложил Тот, Кто сказал: « …в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин 16:33).»
И разве все хорошие книги, которые мы читаем вместе с детьми и подростками, не прибавляют мало-помалу сил и разумения, чтобы нам с радостью разделять Его победу уже здесь и сейчас? Вот всего лишь несколько из этих книг:
Из проповеди: «Быть одной плотью в повседневной жизни, значит взращивать добродетели, которые подчеркивают жертву из любви – именно этикой отношений осуществляется мистическая красота брака – быть одной плотью. Поэтому Иисус Христос и говорит – вернитесь к началу и взгляните, какая это красота – «двое одна плоть». Грехопадение не уничтожило полностью Божий замысел, и Иисус Христос вернулся в этом таинстве к первоначальному замыслу Бога».
Доброго пути на вторую неделю Адвента!
Текст А. Годинер
Проповедь М Седано cmf