Если бы мы захотели одним словом выразить содержание сегодняшних литургических чтений, то прибегли бы, наверное, к слову „благодать”. Благодать – это дар, получаемый человеком от Бога, не связанный с какой-либо заслугой человека. Библия рассказывает об этом даре часто с помощью метафор. В первом чтении мы слышали об истории освобождения Израиля из Вавилонского плена. Подобно освобождению из Египетского рабства, оно происходит по инициативе Бога. Бог сам решает, в какой момент закончится изгнание и израильтяне смогут вернуться в свои дома. Вавилонский царь Кир, в котором Отцы Церкви видели прообраз Христа, дарует израильскому народу свободу, позволяя им вернуться домой. Благодатью является, с одной стороны, освобождение от оков рабства, с другой стороны, – указание пути к настоящей свободе – дому Божию, который они должны построить. Подобную схему находим и в освобождении избранного народа из Египта. Во-первых, мы видим освобождение от рабства, во-вторых, – указание на землю обетованную, к которой избранный народ должен стремиться.
Благодать – это дар свободы, свободы от уз греха, и вместе с тем дар создания новых связей, соединяющих нас с Богом, с Его домом, с землей обетованной – со всем тем, что мы можем назвать Божьим в этом мире.
Сегодняшний отрывок Евангелия отсылает нас к рассказу из книги Исхода о том, как „Моисей вознес змию в пустыне” (Ин 3, 14). Если кто-то из сынов Израилевых, ужаленных змеей, обращал свой взгляд на медного змея, то был спасаем. Это исцеление является благодатью, дарованной избранному народу без какой-либо его заслуги. Здесь также находим подобную схему действия благодати Божией. С одной стороны, она восстанавливает здоровье, с другой же – дает силы творить добрые дела. Вспомним историю об исцелении тещи Петра. Когда она была исцелена Иисусом, сразу же встала с постели и стала служить гостям. Благодать является исцелением, но в то же время – силой, делающей нас способными жить достойно. „Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”, – подчеркивает в своем послании апостол Павел (Еф 2, 10).
Благодать освобождает нас от уз греха и создает новые узы, соединяющие нас с Богом.