Надежда… Надежда! Да, надежда, что Тот, Кто выше всего, сотворивший небеса и землю, создавший и устроивший все – услышит вопль человека, обращенный к Нему, и ответит.
Вообще, в этом спектакле много слов. Безмолвие Экклесиаста через заклинанием повторяемого отрывка из песни Песней сменяется потоком текста Библии. Пока слово не обретет зримость, стекая по белоснежным фигурам – слово Бога, обращенное к человеку.
Оно будет гудеть в его ушах, оно будет сиять в его глазах, и закрывая их, он во тьме будет продолжать видеть его, обретающего осязаемость образов. И закрутятся планеты, понесутся вскачь лошади, прольются дожди – пока не упадет Иов пред Господом…
Но сначала будет радость. Помните? Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
И были у Иова стада, и дети были у Иова, пока не отдал все это Бог в руку сатане, дабы испытать Иова, будет ли он так же праведен в несчастии, как был праведен в достатке. И в один день лишился Иов всего.
А потом начинается драма человека, знающего о себе, что он праведен пред Богом, но жизнь его, его страдания – гибель детей, потеря богатства, здоровья и доброго имени – свидетельствуют, кажется, об обратном. И правы, кажется, друзья его, не оставившие его в беде, пришедшие поддержать – призывающие его к одному: признать свою вину пред Богом и покаяться.
Но что это за друзья? Почему в их трех лицах, обращенных к Иову, видны лики сатаны, что приходил пред Бога? Почему их голоса – это голоса того, кто с такой ревностью выпрашивал у Бога Иова? И как Иов различил его голос? Как смог он, мучать нещадно, отстаивать все же свою чистоту, взывать к Богу и требовать ответа?
Для Иова Бог – Тот, Которого любит душа его. Бог Живой, Бог Святой. Поэтому не приемлем для Иова тот образ, который пытались навязать ему друзья. Не знает он бога, играющего людьми как марионетками. Не знает он бога, переставляет фигуры по шахматной доске. Его Бог – тот, который приходит к нему, чтобы говорить с ним. Чтобы ответить ему на его вопль боли. и в этом – надежда. Что Бог слышит человека, видит его страдание и сострадает ему. Бог – рядом.
Руслан Кудашев завершил свою ветхозаветную трилогию. Экклесиаст – Песнь Песней – Книга Иова. Это очень разные спектакли, их объединяет первоисточник и главная, наверное, тема – жизнь. Все три спектакля – о человеке и его жизни. О смятениях, переживаниях, мечтах, страданиях, поисках – о том, что составляет жизнь человеческого духа.
И для меня в этих спектаклях важно еще одно: уважение режиссера к своему зрителю. Вера в него. В то, что зрителю это интересно, что он готов и способен на то, чтобы углубиться в себя, что он готов и хочет понять образный язык спектаклей, символы, которыми говорит режиссер. Что зритель способен со вниманием смотреть практически безмолвный спектакль Экклесиаст – либо в течении полутора часов слушать текст Библии в Книге Иова. И это уважение и вера найдут отклик в сердцах и умам приходящих на эти спектакли зрителей. Потому что мы… Потому что я хочу, приходя в театр, чтобы моя душа работала без устали.
Н. Бакина
Фотографии сайт театра.